Асель Думухамбетова
Самообразование. Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема : «Познаем окружающий мир через игру и эксперементы»
ФИО: Дусмухамбетова Асель Альбековна
Должность: воспитатель разновозрастной группы
Образование: высшее
Стаж работы: меньше года
Дата начала работы над темой: 01.09.2015год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2016год
Цель: программы по самообразованию является помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности
Задачи:
Публикация «Самообразование, Тема: „Познаем окружающий мир через игру и эксперименты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
-создавать условия для исследовательской активности детей;
-поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;
-изучить методическую литературу по данной теме;-
помочь ребенку в освоении соответствующего словаря;
-формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
-обобщение знаний по данной теме.
Почему я выбрала эту тему?
Природа — важное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Основная задача ознакомления дошкольников с природой в детском саду — воспитание любви, интереса и бережного отношения к ней. В наш скоротечный век общение с природой очень ограниченно, поэтому развитие эмоционально-положительного отношений к ней отстает от усвоения детьми соответствующих знаний. Установлено, что те знания, которые не окрашены чувствами, переживаниями, любопытством, всегда чисто формальны. Без настоящего интереса у детей не может формироваться бережное отношение к природе.
Так как в нашем детском саду ведется кружковая работа «Юные исследователи», связанная с этой актуальной темой и проблема малых знаний о природе, неумение применять свои знания в общении с ней, все это побудило меня взять тему по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе». Поле для работы по этим темам очень разнообразно и интересно, как для детей так и для воспитателя.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академи», 2001.
2. Управление ДОУ 2005 № 2
3. Воспитатель ДОУ № 3/2009
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
Перспективный план на 2015-2016г
Сроки проведения Название НОД Цель Оборудование
Вывод
Сентябрь
«Водичка, водичка»
Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать, вода не имеет цвета, но ее можно покрасить
Лейка, пульверизатор
Вода может литься, а может разбрызгиваться
«Разноцветная водичка» Четыре стакана, гуашь четырех цветов, кисть. Прозрачная вода легко окрашивается в в любой цвет.
«Песочек»
Дать представления о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Емкость с песком, кувшин с водой
Формочки для песка
Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой.
«Сыпем, лепим» Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Октябрь
«Плавает, тонет»
Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Центр вода-песок, камни, перышко
Тяжелые предметы в воде тонут, легкие - нет
«Лодочка, плыви» Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Таз с водой. Бумажные лодочки Лодочки могут передвигаться по воде при помощи ветра
«Мой веселый звонкий мяч»
Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.
Дать представления о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму Два мячика: новый и старый проткнутый
Емкости с сухим и мокрым песком, формочки для песка Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха
Из мокрого песка можно лепить, из сухого – нет.
«Испечем оладушки»
Ноябрь
«Как вода гулять собралась»
Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Вода может впитываться
Буря в стакане» Дать представление о том, что воздух легче воды Стакан с водой, соломинка Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды
«Утопим игрушки»
Дать представление о том, что воздух легче воды
Емкость с водой.
Резиновые игрушки
Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды
«Следы»
Дать представления о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки
Емкость с песком, кувшин с водой
На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом нет
Декабрь «Свойства льда»
Дать представление о том, что вода может превращаться в лед
Небольшая формочка с водой
Вода может быть твердой, когда превращается в лед. Это происходит, когда очень холодно.
«Лодочка, плыви» Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха Таз с водой, бумажные лодочки Лодочки могут передвигаться по воде при помощи ветра
«Легкий – тяжелый»
«Тает льдинка» Дать представления о том, что камни бывают легкие и тяжелые
Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле Три камня, резко контрастные по величине
Свеча, ложка, лед. Прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины
Вода замерзает на холоде и тает в тепле
Январь
«Времена года»
Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять
Ванночки, вода разных температур. Кусочки льда
Вода нагревается, остывает, замерзает, тает. ,
«Мыльные пузыри» Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь Мыльная вода. коктельные трубочки. Бутылочки с отрезанным дном, корпус с гелевой ручки При попадании воздуха в мыльную воду образуются пузыри
«Рыбалка»
Закрепить знания о свойствах воды – льется. Можно процедить через сачок
Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки
Вода льется, ее можно процедить
«Бумажные листочки» Дать представление о том, что бумага легкая Лист бумаги. Емкость с водой Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде
Февраль «Твердый – мягкий»
Дать представление о том, что камни твердые
Камень и кусочек поролона примерно одинаковой формы
Камни твердые
Бусы для лисички»
Дать понятия о свойствах и качествах льда
Игрушки, цветные бусы из льдинок, крупные пластмассовые бусинки, шнур для нанизывания бус
Вода может быть твердой, когда превращается в лед, это происходит, когда очень холодно
«Водопад» Дать представление о том, что вода может изменять направление движения. Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки. Из картона, изогнутого в виде лесенки Вода движется, она может изменять направление движения
Март
«Ветка в вазе»
Показать значение воды в жизни растений
Веточка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода»
Вода имеет важное значение в жизни растений
Сделаем ветерок» Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха Вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками Ветер – это движение воздуха. Ветер можно изобразить – сделать глубокий вдох и вдохнуть
«Горки для котят» Учить детей выкладывать форму из влажного песка Песок, ведерки большие и маленькие, игрушечный котик
Из мокрого песка можно лепить, а из сухого - нет
Апрель
«Тонкая- -толстая» Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой Тетрадный лист и лист толстого картона Бумага бывает толстая и тонкая. Тонкая бумага легко мнется, а толстая нет
«Постираем кукле платье» Формировать умение называть температуру воды: теплая -холодная Кукла, тазик, ведра с теплой и холодной водой. мыло Вода бывает теплая и холодная
Май
«Выпустим воздух из стакана» Дать представление о том. Что вода может выместить воздух Емкость с водой, стакан Если воздух выпустить из стакана, то его место займет вода
«Мы ходили в огород» Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка Песок, овощи – муляжи, шапочки персонажей сказки «Репка», формочки, лейка с водой Из мокрого песка можно лепить
Работа с родителями
Сентябрь
1. Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования
Беседы с родителями
Октябрь
1. «Организация познавательно- исследовательской деятельности
2. «Опыты,
которые можно провести с детьми дома
Памятка для родителей
Беседы с родителями
Декабрь
1. Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста
Родительское собрание
Апрель
1. Нам интересно все, что неизвестно!
Фотовыставка
Работа с детьми
С детьми проводились беседы на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям.
В течении учебного года мною проводилась и будет проводиться НОД и опыты-эксперименты по темам : «Водичка, водичка»; «Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Сыпем, лепим»; «Плавает, тонет»; «Лодочка, плыви»; «Мой веселый звонкий мяч»; «Испечем оладушки»; «Как вода гулять собралась»; «Буря в стакане»; «Утопим игрушки»; «Следы»; «Свойства льда»; «Лодочка, плыви»; «Легкий – тяжелый»; «Тает льдинка»; «Времена года»; «Мыльные пузыри»; «Рыбалка»; «Бумажные листочки»; «Твердый – мягкий»; «Бусы для лисички»; «Водопад»; «Ветка в вазе»; «Сделаем ветерок»; «Горки для котят»; «Тонкая- -толстая»; «Постираем кукле платье»; «Выпустим воздух из стакана»; «Мы ходили в огород»
В результате НОД и опытов — экспериментов дети овладеют элементарными сведениями о живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ. Познакомятся с явлениями природы разобрав каждое отдельно (явления погоды, круговорот воды в природе, движения солнца, снегопад, со свойствами почвы, песка и глины. Закрепят и уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; Изучат агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга). Познакомятся со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснят способы обнаружения воздуха. Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Имеют представление о магните и его свойстве. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы. С нетерпением ждут новых и необычных экспериментов. Любят самостоятельно работать в лаборатории, придумывая свои опыты.
Работа с родителями.
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Были предложены консультация на темы „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“, „Научите ребенка любить живую природу“. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. На летний период родителям и детям дам задание, пополнить мини — лабораторию новыми материалами и инструментами.