Мария Бутикова
Образовательный проект «Слышать правильно» по развитию фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Слышать правильно»– результат совместной деятельности учителя –логопеда и музыкального руководителя Детского сада, реализованный в течение 2018-19 учебного года, был ориентирован на детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, позволило сделать образовательный процесс более насыщенным, доступным для детей. Рациональное сочетание и смена видов деятельности предупредило утомляемость и повысило интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, проявлению творческой инициативы и познавательной активности.
Публикация «Образовательный проект „Слышать правильно“ по развитию фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников» размещена в разделах
Основу проекта составляли занятия с детьми в подгруппах, направленные на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Занятия проводились в течение всего учебного года, 2 раза в неделю. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, является игра, поэтому занятия строились в игровой форме, но имели обучающий характер, дети стали активными участниками образовательного процесса, что позволило сделать его доступным и интересным.
Актуальность:
Одной из основных задач ФГОС ДО является преемственность Проект «Слышать правильно»– результат совместной деятельности учителя –логопеда и музыкального руководителя Детского сада, реализованный в течение 2018-19 учебного года, был ориентирован на детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, позволило сделать образовательный процесс более насыщенным, доступным для детей. Рациональное сочетание и смена видов деятельности предупредило утомляемость и повысило интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, проявлению творческой инициативы и познавательной активности.
Основу проекта составляли занятия с детьми в подгруппах, направленные на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Занятия проводились в течение всего учебного года, 2 раза в неделю. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, является игра, поэтому занятия строились в игровой форме, но имели обучающий характер, дети стали активными участниками образовательного процесса, что позволило сделать его доступным и интересным.
Актуальность:
Одной из основных задач ФГОС ДО является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В последние годы вырос % количества детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети обладают полноценным слухом и интеллектом, но, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха, слухо-моторных координаций и чувства ритма, звукового анализа и синтеза, речевого внимания и памяти, звукопроизношения. Ребенку сложно различать на слух звуки речи-фонемы. Имея такое нарушение, детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Таким детям сложно дается овладение письмом и чтением в школе. Развитие фонематического слуха и восприятия, чувства ритма и правильного звукопроизношения- важный этап развития речи ребенка, его словаря и грамоты. Педагоги и специалисты ДОУ отводят важную роль речевому развитию детей, проект «Слышать правильно» помог сделать работу в этом направлении более эффективной, направить совместные усилия всех участников педагогического процесса на решение этой задачи.
На начальном этапе реализации проекта, мы разработали план занятий с детьми. Изготовили и приобрели методические пособия, подобрали музыкальный материал. Провели предварительную педагогическую диагностику детей, для объединения в подгруппы, по уровню входящих данных. Составили план занятий с подгруппами, получили согласие родителей и законных представителей, для работы с детьми.
Цель проекта : -Повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса в вопросах коррекции и развития речи. -Повышение уровня речевой готовности к школе. Задачи: Создание специальных условий для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Побуждение детей к активному участию в образовательном процессе и стремлению к исправлению речевых нарушений. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Игры и упражнения : 1. Тишина Дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Мы предлагаем открыть глаза и описать свои впечатления от игры, дети подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине. 2 Лови звук Дети сидят и внимательно слушают, какие звуки произносит педагог. Задание -хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, вставляя между ними правильный. В процессе игры просить детей произносить все услышанные фонемы вслух. 3 Лови слог Дети «ловят» слоги. Педагог произносит несколько слогов: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок «ловит» только определенный слог. 4 .Хлопай-топай Дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Заранее обговариваются условия, на какой звук топаем, на какой- хлопаем. Педагог произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дети не реагируют. Так же играем со слогами. 5. Лови слово Педагог договаривается с детьми, какое слово нужно ловить, Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное. Услышав нужное слово ребята хлопают в ладоши. 6. Эхо Вспомнить с ребятами, что такое эхо, как оно “работает”. Пробуем повторить слова, звуки, слоги друг за другом. Выбираем считалкой ребенка, котрый будет «эхом», остальные - путники в горах. 7. Поймай песенку Педагог задает проблемный для детей звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные. Педагог под музыкальный аккомпанемент исполняет попевку, в которой повторяется ряд слов с заданным звуком и без него. Задача детей: хлопнуть в ладоши, если услышали нужный звук. 8. Громко-тихо Упражнение проводится с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом. 9. Высоко-низко Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан, дети приседают. На высоких звуках, например колокольчика — двигаются на цыпочках. Предложить детям играть на музыкальных инструментах самим. 10. Скажи, как я Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют. Также, меняется интонация (весело, грустно, хитро, ласково и т. д.). 11. Разложи правильно Подбираются карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. на картинках, раположенных на доске - изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Детиям предлагается их соотнести. В следующем этапе игры детям предлагается раскладывать картинки по другим принципам: находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова; классифицировать слова по количеству слогов; самим придумывать слова на заданную букву. Когда дети освоят игру, предложить им объединяться в пары, согласно заданию. 12. Звуковое лото
Для игры используются: Лото с картинками (звери, птицы, предметы,цветные фишки (синие и зеленые.). Сначала проводится подготовительная работа. Выясняем, какие буквы знакомы детям, объясняем, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, показываем, как правильно их произносить. Раздаем детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек. Педагог называет любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спрашивает, у кого в названии нарисованных предметов есть такой звук. Дети отвечают: “У меня з-з-забор!”. И закрывают правильную картинку фишкой нужного цвета. Победителем становится тот ребенок, который быстрее заполнить поле. В процессе усвоения игры, дети играют самостоятельно, выбрав ведущего. 13. Слоговой поезд Развитие умения делить слова на слоги. Готовятся карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Авторский вариант игры : у каждого ребенка свой вагончик со слогом, они составляют слова, объединяя свои слоги.
На каждом занятии, для поддержания интереса и смены вида деятельности, проводится также музыкальная разминка, с элементами логоритмики:«Три фасольки, два боба»,«Прыг-скок»,«Часы», «Гусеница»,«Веселый бубен»,«В доме моем тишина».
План работы по проекту :
Этапы сроки Ресурс (кадры, фин-экономич. ,матер. -технич.)
Подготовительный
Подбор материала
Родительское собрание
Консультация с воспитателями
Август
Сентябрь
Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп, Пособия готовые, материалы для изготовления пособий, принтер, компьютер, магнитная доска,
Организационно-практический
Диагностика вводная
Формирование подгрупп
Занятия
Сентябрь-апрель
Учитель-логопед, музыкальный руководитель,
Магнитная доска, музыкальный центр, пособия, карточки, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, музыкальная колонка
Заключительный
Анализ достижения поставленной цели и полученных
результатов.
Диагностика уровня сфрмированности фонематического слуха у детей
Итоговое мероприятие
Выпуск буклетов для родителей
Косультирование педагогов
Май
Учитель-логопед, музыкальный руководитель,воспитатели подготовительных групп.
Компьтер, принтер.
Оценка результатов реализации проекта :
Созданы специальные условия для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО:
1 Создана системы работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, коррекцию речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к начальному обучению.
2. Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
3. Педагоги-участники проекта овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений.
4. По итогам реализации проекта, в результате проведенной педагогической диагностики, отмечается высокий уровень развития фонематического слуха у детей, динамика становления звукопроизношения и чувства ритма, формирование богатого словарного запаса.
Распространение результатов проекта : Создание специальной коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО: Выпущены буклеты-рекомендации для родителей воспитанников, памятки для педагогов включающие подборку игр и упражнений, на развитие фонематического слуха, восприятия и чувства ритма, которые рекомендовано включать в занятия по речевому развитию. Каждому ребенку выдоно авторское пособие для игры и закрепления навыков, полученных на занятиях (таблица со звуками). Устойчивость проекта : Обусловлена 1. Актуальностью проблемы повышения качества образовательного процесса за счет совершенствования методического обеспечения. После окончания, отобранные и проверенные материалы проекта систематизированы и внедрены в ежедневную практику реализации образовательного процесса ДОУ. 2. Возможностью распространения опыта работы. 3. Использование проекта в дальнейшем не требует дополнительных ресурсов.
основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В последние годы вырос % количества детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети обладают полноценным слухом и интеллектом, но, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха, слухо-моторных координаций и чувства ритма, звукового анализа и синтеза, речевого внимания и памяти, звукопроизношения. Ребенку сложно различать на слух звуки речи-фонемы. Имея такое нарушение, детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Таким детям сложно дается овладение письмом и чтением в школе. Развитие фонематического слуха и восприятия, чувства ритма и правильного звукопроизношения- важный этап развития речи ребенка, его словаря и грамоты. Педагоги и специалисты ДОУ отводят важную роль речевому развитию детей, проект «Слышать правильно» помог сделать работу в этом направлении более эффективной, направить совместные усилия всех участников педагогического процесса на решение этой задачи.
На начальном этапе реализации проекта, мы разработали план занятий с детьми. Изготовили и приобрели методические пособия, подобрали музыкальный материал. Провели предварительную педагогическую диагностику детей, для объединения в подгруппы, по уровню входящих данных. Составили план занятий с подгруппами, получили согласие родителей и законных представителей, для работы с детьми.
Цель проекта : -Повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса в вопросах коррекции и развития речи. -Повышение уровня речевой готовности к школе. Задачи: Создание специальных условий для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Побуждение детей к активному участию в образовательном процессе и стремлению к исправлению речевых нарушений. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Игры и упражнения : 1. Тишина Дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Мы предлагаем открыть глаза и описать свои впечатления от игры, дети подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине. 2 Лови звук Дети сидят и внимательно слушают, какие звуки произносит педагог. Задание -хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, вставляя между ними правильный. В процессе игры просить детей произносить все услышанные фонемы вслух. 3 Лови слог Дети «ловят» слоги. Педагог произносит несколько слогов: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок «ловит» только определенный слог. 4 .Хлопай-топай Дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Заранее обговариваются условия, на какой звук топаем, на какой- хлопаем. Педагог произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дети не реагируют. Так же играем со слогами. 5. Лови слово Педагог договаривается с детьми, какое слово нужно ловить, Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное. Услышав нужное слово ребята хлопают в ладоши. 6. Эхо Вспомнить с ребятами, что такое эхо, как оно “работает”. Пробуем повторить слова, звуки, слоги друг за другом. Выбираем считалкой ребенка, котрый будет «эхом», остальные - путники в горах. 7. Поймай песенку Педагог задает проблемный для детей звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные. Педагог под музыкальный аккомпанемент исполняет попевку, в которой повторяется ряд слов с заданным звуком и без него. Задача детей: хлопнуть в ладоши, если услышали нужный звук. 8. Громко-тихо Упражнение проводится с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом. 9. Высоко-низко Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан, дети приседают. На высоких звуках, например колокольчика — двигаются на цыпочках. Предложить детям играть на музыкальных инструментах самим. 10. Скажи, как я Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют. Также, меняется интонация (весело, грустно, хитро, ласково и т. д.). 11. Разложи правильно Подбираются карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. на картинках, раположенных на доске - изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Детиям предлагается их соотнести. В следующем этапе игры детям предлагается раскладывать картинки по другим принципам: находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова; классифицировать слова по количеству слогов; самим придумывать слова на заданную букву. Когда дети освоят игру, предложить им объединяться в пары, согласно заданию. 12. Звуковое лото
Для игры используются: Лото с картинками (звери, птицы, предметы,цветные фишки (синие и зеленые.). Сначала проводится подготовительная работа. Выясняем, какие буквы знакомы детям, объясняем, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, показываем, как правильно их произносить. Раздаем детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек. Педагог называет любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спрашивает, у кого в названии нарисованных предметов есть такой звук. Дети отвечают: “У меня з-з-забор!”. И закрывают правильную картинку фишкой нужного цвета. Победителем становится тот ребенок, который быстрее заполнить поле. В процессе усвоения игры, дети играют самостоятельно, выбрав ведущего. 13. Слоговой поезд Развитие умения делить слова на слоги. Готовятся карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Авторский вариант игры : у каждого ребенка свой вагончик со слогом, они составляют слова, объединяя свои слоги.
На каждом занятии, для поддержания интереса и смены вида деятельности, проводится также музыкальная разминка, с элементами логоритмики:«Три фасольки, два боба»,«Прыг-скок»,«Часы», «Гусеница»,«Веселый бубен»,«В доме моем тишина».
План работы по проекту :
Этапы сроки Ресурс (кадры, фин-экономич. ,матер. -технич.)
Подготовительный
Подбор материала
Родительское собрание
Консультация с воспитателями
Август
Сентябрь
Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп, Пособия готовые, материалы для изготовления пособий, принтер, компьютер, магнитная доска,
Организационно-практический
Диагностика вводная
Формирование подгрупп
Занятия
Сентябрь-апрель
Учитель-логопед, музыкальный руководитель,
Магнитная доска, музыкальный центр, пособия, карточки, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, музыкальная колонка
Заключительный
Анализ достижения поставленной цели и полученных
результатов.
Диагностика уровня сфрмированности фонематического слуха у детей
Итоговое мероприятие
Выпуск буклетов для родителей
Косультирование педагогов
Май
Учитель-логопед, музыкальный руководитель,воспитатели подготовительных групп.
Компьтер, принтер.
Оценка результатов реализации проекта :
Созданы специальные условия для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО:
1 Создана системы работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, коррекцию речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к начальному обучению.
2. Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
3. Педагоги-участники проекта овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений.
4. По итогам реализации проекта, в результате проведенной педагогической диагностики, отмечается высокий уровень развития фонематического слуха у детей, динамика становления звукопроизношения и чувства ритма, формирование богатого словарного запаса.
Распространение результатов проекта : Создание специальной коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО: Выпущены буклеты-рекомендации для родителей воспитанников, памятки для педагогов включающие подборку игр и упражнений, на развитие фонематического слуха, восприятия и чувства ритма, которые рекомендовано включать в занятия по речевому развитию. Каждому ребенку выдоно авторское пособие для игры и закрепления навыков, полученных на занятиях (таблица со звуками). Устойчивость проекта : Обусловлена 1. Актуальностью проблемы повышения качества образовательного процесса за счет совершенствования методического обеспечения. После окончания, отобранные и проверенные материалы проекта систематизированы и внедрены в ежедневную практику реализации образовательного процесса ДОУ. 2. Возможностью распространения опыта работы. 3. Использование проекта в дальнейшем не требует дополнительных ресурсов.