ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА КАРНАУХОВА
Образовательный проект с детьми летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Играя, учимся общаться».
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, включающей в себя усвоенные социально допустимые нормы поведения средствами сюжетно-ролевой и дидактической игры.
Задачи: Научить детей играть в игры с правилами и требующими развития коммуникативных навыков, развивая у них интерес к играм, желание принимать в них активное участие.
Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах деятельности.
Публикация «Образовательный проект с детьми летнего возраста» размещена в разделах
Учить детей в сюжетно-ролевых играх «магазин», «больница» передавать профессиональные действия продавца, доктора, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги.
По средствам дидактических игр углубить познавательные интересы, активизирующие процесс умственного развития.
Воспитывать доброжелательность, культуру поведения в общественных местах, готовность прийти на помощь, умение слушать друг друга.
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-игровой.
Сроки реализации: июль-сентябрь 2016.
Этап Сроки Образовательная
область Деятельность
воспитателя Деятельность детей Работа с
родителями Результат
Подготовительный июль 1. Изучение методической литературы по теме. 2. На первом этапе провести наблюдение за игровой деятельностью детей. 3. Консультация для родителей «Играем пальчиками развиваем речь». 4. Создание презентации по теме. 5. Провести итоговое наблюдение. 6. Составить картотеку дополнительных игр на развитие коммуникативных навыков. Консультация «Играем пальчиками развиваем речь».
2. Пополнение атрибутами сюжетно-ролевого уголка.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его психическое развитие, речевое развитие, формируется личность в целом.
Т. о., я пришла к выводу, что формирование навыков речевого развития, развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста - одна из актуальных задач образования.
Основной Август- сентябрь Социально-
коммуникативное
развитие 1. Закрепить навыки организационного поведения в детском саду и дома.
2. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
3. Формировать доброжелательные отношения друг к другу, умение делиться с товарищами игрушками. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Дидактические упражнения:
- «Очень мамочку люблю, потому что…»
- «Когда это бывает?»
Игры с конструктором. Игры дома с детьми.
Чтение добрых сказок. Дети научились играть в игры развивающие речь, соблюдая правила, у воспитанников развился интерес к таким играм, желание принимать в них активное участие.
Познава-тельное
развитие. 1. Знакомить детей с ближайшим окружение; дом, улица, магазин, больница.
2. Рассказать детям о понятных им профессиях: врач, продавец. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. С/р. Игра магазин «Овощи – фрукты»
-умение вести диалог со сверстниками в непродолжительной игре.
-выполнять соответствующие игровые действия.
-обогащать словарный запас (касса, весы, товар).
-учить правильному взаимоотношению в игре.
При проведении сюжетной игры «Больница» выяснилось, что некоторые дети желают сами быть пациентами, в основном мальчики, девочки в свою очередь легко включались в игру, определив для себя роль мамы или бабушки, которая привела на прием куклу Катю. Пополнение атрибутов сюжетно-ролевого уголка. Дети научились передавать профессиональные действия продавца, доктора; правильно используют атрибуты, ведут ролевые диалоги в сюжетных играх «Магазин», «Больница».
Речевое
развитие. 1. На основе обогащения представлений о ближайщем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
2. Развивать диалогическую форму речи.
3. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
4. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок. Для развития слухового внимания, правильного восприятия речи, обучение малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова, отвечать на вопросы, громко и тихо воспроизводить звукоподражание были проведены следующие игры:
«Угадай, что звучит»
«Чудесный мешочек»
«Назови ласково»
«Скажи, как я»
«Кто как говорит»
«Вежливые слова»
Рассматривание сюжетных картин по русским народным сказкам. Пополнение книжного уголка: загадки, пословицы,
стихи, сказки. Дети самостоятельно могут организоваться в игры, развивающие речевую активность.
Художестве-нно-эстетическое
развитие Развивать эстетические чувства детей, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные произведения (книжные иллюстрации, прослушивание аудио композиций) Драматизация русской народной сказки «Репка».
Эмоциональное восприятие содержания сказки, запоминание действующих лиц и последовательности событий;
Развивать эмоциональную речь детей, актерские способности, умение сопереживать героям, эмоционально выражать свои чувства.
Развивать у детей зрительную и слуховую память.
Воспитывать любовь к сказкам, дружеские взаимоотношения во время драматизации, доброту, отзывчивость, желание участвовать в драматизации.
Изготовление атрибутов для драматизации сказки «Репка». Ролевые диалоги в игре драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры –драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.
Физическое развитие В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Что способствует улучшению произношения многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Подвижные игры с текстом. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.
Настольные игры развивают мелко-моторные навыки. Подвижные игры «Ровным кругом»
«Зайка серенький сидит…»
«Мишка – косолапый»
«Мой веселый звонкий мяч». Консультация для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь».
Заключительный Начало сентября По окончанию проекта планирую продолжить деятельность в выбранном направлении. Для себя определила тему самообразования на учебный год. Дети научились играть в игры развивающие речь, соблюдать правила, у воспитанников развился интерес к таким играм, желание принимать в них активное участие. У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению.
Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей Презентация проекта «Играя, учимся общаться».
Таблица №2.
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
1. Утро Беседы с детьми : «Как играть и не ссориться», «Мои друзья», «Какие мы», «Здравствуйте», «Как можно пожалеть».
Д/ игры: «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение», «Назови ласково», «Наши добрые слова», «Чей малыш», «Чей домик», «Запомни и назови», «Угадай кто это», «Домашние и дикие животные», «Кому это нужно»(профессии).
С/ р игры: «Парикмахерская», «Больница», «У мишки день рождения, покупаем угощения».
Пальчиковые игры: «Солнышко проснулось», «Человечек», «Посчитаем», «Мишка косолапый».
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Шарик», «Гармошка», «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка». Просмотр мультфильмов о дружбе. «Подарки моим друзьям», «Подарок для мамы» - рисование.
Настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Лото», «Что лишнее», «Кто что делает».
Игры с разным конструктором.
Игры с мозаикой.
2. Непосредственно образовательная деятельность «Уложим куклу спать»,
«Купание куклы»,
«Оденем куклу Катю»,
«Угостим Мишку чаем»,
«Учимся дружить»,
«Правила общения»,
«Вежливые слова».
Почитать детям русские народные сказки. «Здравствуй, солнышко!», «Золушка» (раздели фасоль и горох,
«Волшебные рисунки»,
«Манные узоры»
3. Прогулка Игра –хоровод «Каравай», «Вышли дети на лужок».
П/и «Солнышко и дождик», «Маша и Миша», «Зевака», «АУ!», «Раздувайся, пузырь».
Пальчиковые игры (см. выше). Прогулки с детьми осенью. Советы родителям.
«Собери кусочки осени». Вместе с ребенком пособирать красивые листочки, каштаны, желуди, орехи и т. п.
Рисование палочками на песке. Сбор осенних красивых листочков для поделок.
Самостоятельная трудовая деятельность «Сбор семян цветов»
4. Вторая половина дня Артикуляционная гимнастика (см. выше).
Дыхательная гимнастика: «Качели», «Дерево на ветру», «Дровосек», «Сердитый ежик», «Надуй шарик».
Сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Два жадных медвежонка».
«Что такое хорошо, и что такое плохо" Рекомендуется сходить в библиотеку. Конструирование «Строим дорогу», «Построим гараж для машин»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», я отметила, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Практическая ценность проекта :
-Создание картотеки дополнительных игр на развитие коммуникативных навыков, с учетом тематики основной программы ДОУ и возрастных особенностей детей.
- Пополнение атрибутами, сюжетно - ролевого уголка.
- Оформление альбомов к С/р. играм «Магазин», «Больница» : «Загадки. Пословицы. Стихи» .
Результаты проекта :
Дети научились играть в игры развивающие речь, соблюдая правила, у воспитанников развился интерес к таким играм, желание принимать в них активное участие.
Дети сами смогут самостоятельно организоваться в игры развивающие речевую активность. (Сюжетно ролевая игра, дидактическая игры)
Дети научились передавать профессиональные действия продавца, доктора, правильно используют атрибуты, ведут ролевые диалоги, в сюжетно ролевых играх «магазин», «больница».
Оценка эффективности проекта : По окончании проекта планирую продолжить деятельность в выбранном направлении, но уже с учетом изменения возрастных особенностей детей.