Александра Костенко
Литературно — образовательный проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Литературно – образовательный проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Тема проекта :
Публикация «Литературно — образовательный проект „Знакомство с творчеством С, Я, Маршака детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста».
Актуальность проекта :
Дошкольное детство важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
В последнее время в нашей стране и за рубежом, согласно социологическим исследованиям выявились следующие негативные тенденции:
резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;
заметное снижение интереса к чтению у младших дошкольников;
подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.
Актуальность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения русской художественной литературы, классиков культурного наследия.
Цель проекта :
Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта :
- познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака : «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», с загадками;
- способствовать воспитанию у детей интереса к художественной литературе;
- воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное;
- совершенствовать навыки связанной (диалогической, монологической, полелогической) речи детей;
- способствовать творческому развитию в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, игровая);
- приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
Ожидаемые результаты:
1. Оснащение развивающей среды в группе :
- библиотека произведений С. Я. Маршака;
- оформление альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака;
- театрализованные игры.
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
Критерии оценки эффективности проекта :
- участие в проекте ребенка;
- участие в проекте семей воспитанников;
- выполнение всех задач проекта.
Участники проекта :
- дети средней группы № 6 «Одуванчик»
- родители воспитанников
- воспитатель: Костенко А. А.
Тип проекта :
Творческий
По методу: метод развития творческого познавательного мышления.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
Виды детской деятельности:
Познавательно развитие:
Формирование целостной картины мира:
- знакомство с детскими годами С. Я. Маршака;
- формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».
Речевое развитие:
Формирование интереса и потребности в чтении:
- знакомство с творчеством С. Я. Маршака;
- загадки, литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака.
Развитие всех компонентов устной речи:
- разучивание стихотворений «Багаж», «Дом который построил Джек», «Круглый год»;
- формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование «Радуга»;
- аппликация «Поезд»;
- конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего»;
- Лепка работа «Воробей»;
Физическое развитие:
-воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-встанька»
- воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
- Д. /и. «Где обедал воробей?»
- С. /р. игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
- развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»;
- театрализованная игра «Дом, который построил Джек» с использованием теневого театра;
- инсценировка стихотворения «Багаж».
Приобщение к элементарным общепринятым нормам:
- воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
- закрепление знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
- воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах (например, в транспорте);
- развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Дом, который построил Джек»
Трудовая деятельность:
- организованная деятельность в книжном уголке;
- подбор книг по теме «С. Я. Маршак»;
- реставрационная совместная деятельность детей и педагога
Сотрудничество с родителями:
- изготовление иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака совместно с детьми;
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Багаж»;
- изготовление персонажей теневого театра по стихотворению «Дом, который построил Джек».
Ресурсное обеспечение проекта :
- сотрудничество с семьями воспитанников;
- содействие с библиотекой ст. Варениковской.
Презентация проекта :
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»
Подведение итогов:
- инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Багаж»;
- театрализация стихотворения «Дом, который построил Джек» при помощи теневого театра;
- выставка иллюстраций, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;
- развитие умения отгадывать загадки;
- развитие артистических способностей детей;
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака.
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Багаж», «Дом который построил Джек», «Круглый год».
Познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из строительных блоков «Лего» создавали здание вокзала. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети научились рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму и последовательность.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Багаж». Дети с удовольствием в театрализованной постановке. Декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Это стихотворение дети выбрали сами, слова выучили быстро и часто самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.
Перспективы дальнейшей работы:
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями;
- укрепление детско-родительских отношений;
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».