Наталья Усачева
Образовательный проект «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №24
Образовательный проект
«Моя Родина – Россия»
Разработала воспитатель:
Усачева Н. В.
Группа №10
Г. Сергиев Посад
Введение
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы : мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Образовательный проект „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет :
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Актуальность:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель проекта :
воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через игровую деятельность дошкольника.
Задачи проекта :
Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
Воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово, ритмопластика;
Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
Создать предметно-развивающую среды;
Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину
Участники проекта :
Дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Вид проекта :
Групповой, творческий, ежегодно в ноябре, одна неделя, со средней группы.
Материалы и оборудование:
Уголок патриотического воспитания:
-символика России – флаг, герб, фотография президента;
-книги о Родине;
-пособия к занятиям - папка «Города-герои России», «Народы России»; «Наш главный город – Москва».
-ИЗО уголок – русские народные промыслы: городец, хохлома, гжель, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, матрё шки: сергиево-посадская, семёновская, полхов-майдановская; богородские игрушки, жосткоский поднос, раскраски по теме проекта;
-подборка дидактических игр и др.
Этапы реализации проекта :
Были определены три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :
-Обсуждение целей и задач проекта.
-Распределение материала и составление плана работы с детьми.
- Привлечение родителей к сбору материала в патриотический уголок.
-Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующей тематике.
-Найдены нужные иллюстрации, открытки подарочные о Москве, Санкт-Петербурге, пословицы и поговорки о Родине, дидактические игры и др.
Основной этап: Реализация проекта :
- Создание выставки книг о Родине-России.
-Беседа на темы: «Моя малая родина-город Сергиев Посад», «Моя Родина – Россия», «Главный город страны - Москва», «Я россиянин, а ты?», «Символы государства», «Народы России», «Города-герой России», «Станем юными защитниками русской природы», «Гончарные мастера России»
-Проведение занятий по продуктивной деятельности с детьми:
Рисование:
1)«Берёзка символ России» - акварельные краски;
2) «Россия на ладошке» - акварельные краски
3)«Русская берёзка» - уголь, простой карандаш
4) «Народные промыслы России - городец» (2 занятия)
5) «Российский флаг»
Лепка:
1) «Народные промыслы России – Дымковский олень»
2) Пластилинография – «Русская берёзка»
Рукоделие и аппликация:
1) Аппликация «Российский флаг» (цветная бумага)
2) Аппликация коллективная «Московский кремль»
3) Рукоделие из ткани «Тряпичная русская кукла», кукла Кувадка
4) Рукоделие из бумаги и салфеток «Флаг моего государства»
-Чтение художественной литературы о России :
Рассказы, повести:
«Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю. ;
Н. Носов «Метро».
Т. Кудрявцева «Я живу в России»,
М. Пришвин «Моя Родина»,
П. Воронько «Нет лучше родного края»,
С. Баруздин «Страна где мы живём»
Стихи о России, Москве, Родине :
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
В. Лебедев-Кумач «Москва»;
С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
«Россия»
Сказки народов России :
«Зилян» — татарская народная сказка;
«По щучьему веленью» — русская народная сказка;
«Язык змей» — марийская народная сказка;
«Девушка на луне» — чувашская народная сказка;
«Красавица берёза» — удмуртская народная сказка;
«Бедняк, волк и лиса» — осетинская народная сказка;
«Девушка – хвощинка» — якутская народная сказка;
«Глупый Кошкли»
русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Колосок»
-Разучивание пословиц и поговорок о Родине
Проведение дидактических игр:
«Узнай наш флаг (герб)»;
«Иностранец»
«Чей костюм?»;
«Укрась кокошник (Калфак)»;
«С какого дерева листок»;
«Чей хвост, чья голова»;
«Знатоки родного города»
Проведение народных подвижных игр:
«Гуси лебеди»;
«Горелки»;
«Заря-заряница»;
«Краски»;
«Пятнашки».
Проведение сюжетно-ролевых игр:
«На страже Родины»
«Путешествие на воздушном шаре»
«Путешествие по России на автобусе»
Участие родителей в реализации проекта :
сбор материала для оформления альбомов:
«Москва – столица России!»,
«Города-герои России»;
«Народы России»
-Просмотр мульфильмов
«Алёша Попович и Тугарин змей»
«Илья Муромец и соловей разбойник»
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
-Прослушивание музыкальных произведений о Родине :
«Гимн Сергиево-Посада»
«Гимн России»
«Разные песни о России»
-Пропаганда знаний о влиянии занятий по патриотическому воспитанию на развитие ребёнка для родителей :
Создание ширмы «Моя Родина Россия»
-Создание выставок детских работ, коллективных панно.
На заключительном этапе: Подведение итогов проведё нной работы:
-проведение тематических занятий на темы:
«Моя Родина – Россия»
«Символика России»
«Президент – глава Российской Федерации»
-участие в выставке детских работ
Ожидаемый результат проектной деятельности :
-Ожидаемым результатом является формирование у детей нравственно-патриотического сознания, гуманного мировоззрения к окружающим явлениям и объектам. •
-Показать возможность использования различных видов деятельности детей, направленных на становление нравственно-патриотического сознания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе на тему: «Моя Родина Россия!»
Воспитатель: Усачева Н. В
.
Г. Сергиев Посад
Программные задачи:
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.
Познакомить с символами государства российского (флагом, гербом, гимном, с столицей Москва, населением России и президентом.
Наглядный материал: карта мира, цветные карандаши, флаг России (макет на каждого ребенка, герб России, муз. запись гимна России иллюстрации достопримечательных мест Москвы, ручки, сюжетные картинки (король, султан, королева, перзидент, песня О. Газмнова «Москва».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, Россия (показывает карту России). Посмотрите на карту. Так наша страна изображается на географических картах. Одна из самых больших стран-наша Россия.
Это наша Родина. Родина-страна, в которой вы родились и живете. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-деревня, улица, дом, где они родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Вывод: «Наше Отечество, наша Родин-матушка Россия».
Подберите слова к слову «родная», близкие по значению (синонимы,
(Родная, близкая, отеческая, кровная, своя).
Подберите слова, противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина» (Чужбина, чужая земля, чужая страна).
Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните:
«Родина любимая-мать родная»
Как вы понимаете смысл фразы?
«Человек без Родины-что соловей без песни».
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Нет ничего на свете кроме, чем Родина наша».
(Ребята повторяют пословицы, которые запомнили).
Символы России.
В детском саду есть заведующая, в школе-директор, у папы и мамы на работе-начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководил ею. В одних странах-это король, в других-королева, а в третьих-султан. Но в большинстве стран главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как его зовут?
Посмотрите на сюжетные картинки и скажите, где тут король, царь, султан, президент.
Впишите недостающие буквы под их изображением.
Флаг России.
У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (Ответы детей).
Объяснение воспитателем:
Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.
«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,-сказал снег.
И на флаге появилась белоснежная полоска.
В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,-сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Вот какой он наш российский флаг : три полосы- белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».
Раскрасьте полоски и получите Российский флаг.
Герб России.
Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.
Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц- орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двухглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносный (рассказ легенды о Георгии Победоносце).
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей).
Потому, что он защищает от всякого зла и Россия всегда побеждает всех врагов.
Гимн России.
Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (когда героям вручают награды, когда спортсмены медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.
(Прослушать гимн России).
Москва-столица России.
Стихотворение:
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава-
Столица наша, славная Москва.
В каждой стране главный город, который называют столицей. В столице живет
Президент. Столица России- Город Москва (ответы детей).
На этом рисунке мы видим главную площадь Москвы-Красную площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады, праздники, концерты. Красная площадь очень древняя и красивая. Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня- это достопримечательности Москвы.
В России живут 170 разных народов. Послушайте стихотворение:
А у нас в стране живут
Русский,коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И калмык,и осетин
И тувинец,и бурят-
Все они дружить хотят!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие «Моя Родина- Россия»,
мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине- России, которые
необходимы будущим первоклассникам.
(Звучит песня О. Газманова «Москва»).