Лилия Галиева
Многоступенчатый образовательный проект для детского сада «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
(В. А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Публикация «Многоступенчатый образовательный проект для детского сада „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Формирование представлений о малой Родине, воспитание любви к родному посёлку - одно из основных направлений в работе детского сада.
В целях воспитания чувства гражданственности и патриотизма через изучение своего родного края. в детском саду реализуется проект «Моя малая Родина».
Участники проекта: педагоги, воспитанники ДОУ - дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их родители.
Проект «Моя малая Родина» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки. Включение родителей в работу сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
Данный проект предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, встречи, экскурсии, пополнение мини-музея, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Актуальность проекта:
Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы стремимся развивать познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, сформировать навыки сотрудничества, воспитать любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Цель проекта: Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к селу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей села и республики. Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, деревню, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Проект «Моя малая Родина» многоступенчатый и состоит из следующих программ, каждый из которой решает свои задачи.
1. Программа «Семья и детский сад» - реализуется в младшем возрасте.
Задачи: воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям, уважение к труду взрослых, чувство гордости за свой родной край интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
2. Программа «Мое село» - реализуется в средней возрастной группе.
Задачи: формировать любовь и интерес к прошлому и к настоящему родного края. Сформировать представление о географическом расположении поселка, о его объектах. Расширять представления детей о самобытности народов, населяющих поселок.
3. Программа «Никто не забыт, ничто не забыто» - реализуется в старшей возрастной группе.
Задачи: формировать представления о Великой Отечественной войне, воспитывать уважение к защитникам отечества, развивать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
4. Программа «Национальная культура» - реализуется в подготовительной к школе группе.
Задачи: воспитывать уважительное отношение к культуре, к традициям, обычаям народов Башкортостана; нравственные качества личности, такие как толерантность, доброта, отзывчивость, гордость за Родину и за трудовой народ. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях села, района.
Программа «Семья и детский сад»
В младшем возрасте реализация программы «Семья и детский сад» формирует у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. С младшего возраста дети знакомятся с расположением личных помещений детского сада, с удовольствием посещают кабинеты и службы, свободно и самостоятельно ориентируются в здании. Одной из эффективных и действенных форм являются экскурсии по детскому саду «Кабинет заведующей», «Прачечная», «Медицинский кабинет», «Наша кухня», «Кабинет логопеда», «Наши спортивный и музыкальный залы», во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. Малыш впервые открывает Родину в семье. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. Для достижения поставленной цели и задач, мы использовали следующие формы организации детской деятельности.
Организованная образовательная деятельность: «Мой Авдон», «Дом в котором я живу», «Я и моя семья», «Детский сад - моя вторая семья».
Беседы: «Кто заботится о нас в детском саду», «Наши имена и фамилии», «Сколько мам в твоей семье?», «Профессии моих родителей», «О помощи старшим», «Мой дом - моя крепость».
Дидактические игры: «Кто где работает», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», «Моё имя», «Моя комната»;: «Как я помогаю дома». Играем в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад» «Дом», «День рождения».
Наблюдали на участке в разное время года за деревьями, за птицами, за цветами, за травой, за снегом, льдом, водой, за небом, облаками, за снежинками, за прохожими, и другими объектами.
Для закрепления пройденного материала использовали словесные методы: чтение художественной литературы «Моя бабушка», С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Газматов, «Мама» Ю. Яковлев, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский, составление детьми рассказов на тему: «Дом», «Детский садик». Большой интерес у детей и родителей вызвала работа по изучению и составлению родословного древа, развлечения «Грачиная каша» и совместное сотворчество детей и родителей, в составлении рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». Совместно с педагогами и родителями был организованы выставки рисунков «Моя семья», «Мой дом», «Мамочка, милая». Изготовлены альбомы «Мой дом, моя семья», «Профессия моих родителей».
Дети подолгу рассматривают альбомы, с гордостью рассказывают о своей семье. Родители принимают активное участие в творческих конкурсах «Умелые руки», «Семейный Ералаш», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Дары осени». Родители проявляют активность и заинтересованность к совместной работе с детьми. Организация выставок, конкурсов, составление семейного древа, помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В результате реализации программы «Семья и детский сад»
у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» потом уже ляжет в основу любви к Родине, Отчизне.
Программа «Мое село».
Программа «Мое село» - реализуется в средней возрастной группе.
Если в программе «Семья и детский сад» знакомили детей с понятиями : дом, семья, родители, детский сад. В программе «Моя село» мы знакомим своих воспитанников с социальными объектами: магазин, Дом культуры, школа, почта, библиотека, и другими достопримечательностям села Авдон. Проведение экскурсий и целевых прогулок к этим объектам помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений села, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях посёлка.
Каждый уголок нашей страны неповторим. Наше село Авдон тоже интересен своей историей: в годы гражданской войны здесь пребывал В. И. Чапаев, многие жители сложили головы в жерле второй мировой войны. А природа посёлка - это кладезь для детского познания.
Чтобы наш посёлок был красивым, чистым, уютным мы с детьми и с родителями ежегодно проводим акции: "Не рубите ёлочку", "Скворечник", "Посади дерево", "Цветник во дворе", «Экологические субботники».
Своеобразным гимном посёлку стала песня, которую дети очень любят и с удовольствием поют:
Много сказочных мест есть в России,
Деревень и посёлков не счесть.
Может быть, и бывают красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Авдон, Авдон – деревенская наша земля,
Авдон, Авдон – ты весенняя песня моя.
Сотрудничество детского сада со школой, Домом культуры, детской библиотекой позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Дети посещают школьный музеи, библиотеку, в которых кроме экскурсий, педагоги проводят занятия на тему: «Знаешь ли ты свой посёлок?», «Где строят города, посёлки, деревни», «История поселка Авдон», «История Птицефабрики», «Традиции нашего села» Совместно с библиотекой проводятся беседы «Что полезного сделали люди». Совместно с работниками библиотеки создан альбом фотографий «Достопримечательные места села Авдон», «История Авдона».
Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, остаются в памяти ребёнка на всю жизнь и формируют у него такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Программа «Никто не забыт, ничто не забыто»
В ходе праздничных мероприятий ко Дню Победы появилась программа «Никто не забыт, ничто не забыто» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи данной программы педагоги совместно с родителями и воспитанниками решают во всех видах деятельности: в игре, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в образовательной деятельности. Отобран наиболее интересный и доступный материал с опорой на опыт и чувства детей, организован контакт с семьёй с опорой на её опыт и традиции, оборудовали стенды «Моя страна», «Я и мой город», подобрали дидактические игры: «Отгадай и назови», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Подсчитай и отсчитай медали в пределах пяти», подвижные игры «Кто быстрее?», «Разведчики». Создание рисунков «Салют на Красной площади», коллективная аппликация газета-плакат «Голубь мира в День Победы», изготовление праздничных открыток рисунков к 9 Мая – совместное творчество детей и их родителей, организация выставки «Помним и гордимся».
Изготовили альбомы «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», Великая Отечественная война в произведениях художников», «Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Праздник со слезами на глазах», «Военная техника времен Великой Отечественной войны». «Государственная символика России и Башкортостана». Организовали выставки детского рисунка. «Мой дедушка – герой», «Защитники нашего Отечества», «Праздник Победы», «Военная техника».
Проведены занятия и беседы: «Праздник со слезами на глазах!», «Памятник погибшим в Великую Отечественную войну в селе Авдон», «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм?», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Земляки – фронтовики», «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны», «Повяжи, если помнишь!», «Почему война называется Великой Отечественной войной?», «Дети войны», «В нашей семье есть герой». В рамках программы воспитанники слушали и пели песни на военную тематику: композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова «День Победы», «Смуглянка» А. Новиков, «Катюша» М. Блантер, «Священная война» А. Александров, частушки военных лет, познакомились с рассказами: Е. Благинина «Шинель», А. Барто «Звенигород», С. М. Георгиевская «Галина мама», Ю. П. Герман «Вот как это было», В. Ю. Драгунский Арбузный переулок, А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов», В. А. Осеева «Андрейка», пословицами и поговорками о доблести солдат, о героических поступках земляков. Просмотр мультфильмов, посвященных детям войны «Воспоминание» В. Данилов; «Солдатская лампа» (Е. Агранович, «Солдатская сказка» 1983г., «Салют» (1975г., рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций, презентаций. Познавательные занятия: «Они сражались за Родину!», «Праздник Победы».
Совестно с родителями собраны фотографии прадедушек и прабабушек наших воспитанников. Организованы экскурсии к обелиску Славы, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.
Стало традицией посещение школьного музея «Боевой славы», республиканского музея «Боевой славы» г. Уфы, участие воспитанников в поселковом параде и выступление на концерте, посвященный Дню победы. Также участие родителей и воспитанников в шествии «Бессмертный полк».
Совместно с родителями проводятся утренники «День победы», посвященный 9 мая, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, защитники тыла, ветераны боевых действий в Афганистане. Дети читали стихи, пели песни, танцевали, слушали рассказ ветеранов войны.
Родители активно поддерживают проведение таких праздников, с удовольствием участвуют в них. Такие мероприятия не только благотворно влияют на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, но и улучшают отношения в семье, воспитывают в детях нравственные качества. Проделанная работа позволила сформировать уважение к подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего и желание быть защитником Отечества.
Программа «Национальная культура»
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации.
В программе «Национальная культура» решаются поставленные задачи через знакомство воспитанников подготовительной группы с башкирскими народными сказками «Медведь и пчелы», «Водяная» и др, пословицами, потешками, загадками, былинами. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием украшают фартук, жилет, сапоги, знакомятся с разными народными промыслами, обращая внимание на предметы национальной одежды, быта «Укрась башкирский сапожок» «Укрась башкирский фартук». На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, частушки, играют в народные игры, играют на музыкальных инструментах. Беседа на тему «День Республики Башкортостан» - знакомим с государственным праздником РБ; гимном, гербом, флагом Башкортостана.
Рассматриваем кукол национальных костюмах, знакомим с народными подвижными играми народов населяющих РБ «Юрта», «Ловкие джигиты», «Ловишка», «Лапта», «Ак тырнак» знакомим воспитанников национальной одеждой и её назначении в жизни каждого народа.
ООД «Мой край - Башкортостан», «Башкирская пиала». Оформление альбома «Блюда Национальной кухни».
В коллективе сложились замечательные традиции: сотрудничество с поселковыми клубами «Ветеран», «Дуслык», чествование пожилых людей.
Воспитанники детского сада, родители и педагоги - непременные участники всех поселковых фольклорных праздниках: Масленица, День пожилых людей, праздник имянаречения, «ШЭЖЭРЭ», «Праздник Урожая», «Сабантуй».
Результаты проекта. Проанализировав свою работу, хотелось бы отметить, положительные результаты, которых удалось добиться. Это закрепление знания детей о своей малой Родине. Воспитание в детях любови к своей Родине, восхищения красотой природы. Формирование чувства восхищения талантом своего народа и гордость за свой народ. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения. В результате изучения культурно-исторического наследия семьи у детей установились партнёрские отношения с родителями. Закончив детский сад, школу, каждый выберет свой путь. Очень важно, чтобы в той – взрослой жизни дети помнили, что за ними – слава многих поколений. Ведь если терпеливо воспитывать в подрастающем поколении чувство любви и уважения к родному краю, то положительный результат не заставит себя ждать в будущем. Наш коллектив добился немалых успехов. Рекомендуем данную работу использовать в своей деятельности, Данный материал можно легко адаптировать, взяв за основу, для любого региона, района, села, города.