Елена Зорькина
Образовательный проект «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка»
Образовательный проект
«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Зорькина Елена Геннадьевна
воспитатель разновозрастной группы
2019г
Актуальность проекта :
Публикация «Образовательный проект „Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.
У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели, путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику.
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Цель проекта :
Развитие речи у детей раннего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.
Задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. 4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. 6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Тип проекта : познавательно - игровой.
Продолжительность: краткосрочный с 07.10.19. по 18.10.19 г.
Участники проекта : воспитатели группы, родители и дети разновозрастной группы.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень
1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
• подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
• составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
• подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры : «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь. '», «курочка моя, умница моя», «Наши уточки с утра» и т. д.
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков, «Заборчик для домика петушка», «Орешки для белочки» из пластилина; рисование («Тарелочка для кошечки, собачки», «Кап-кап-кап», «Снежинки как пушинки», «Угостим кота молоком»)
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
8. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод»,
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Игровая деятельность Дид. игры: «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Кто пришел, кто ушел?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Кукла Катя идет на прогулку», «Чей малыш?», «Угадай кто кричит?»,
Под/ игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод»,
Рисование «Раскрасим петушку хвост», «У меня живет котенок», «Идет дождь» (пальчиками, «Угостим кота молочком», «Тарелочки для кошечки»,
Лепка «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Заборчик у домика Петушка», «Угостим курочку горохом».
Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Ознакомление с худ. литературой Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Киска, киска, киска брысь!», «Коровушка»
Театрализованная деятельность Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Водичка, умой мое личико»,
Театр на магнитах: «Репка», «Колобок», «курочка Ряба»
Познавательное развитие. Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.
Физическое развитие. Утренняя гимнастика «Котята», «Утром солнышко встаёт», «Курочка и цыплята»; Гимнастика пробуждения: «Наши уточки с утра», «Спал цветок»,
«Петушок, петушок»
3-й этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Организационно-образовательная деятельность
Познание "Водичка, водичка"
Рисование " Тарелочки для героев сказки Репка"
Подвижная игра " У медведя во бору"
Закаливающие процедуры " По ровненькой дорожке"
Гимнастика пробуждения " Наши уточки с утра"
Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-Кря-Кря!
(наклоны головы влево, вправо)
Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га!
(руки в стороны, взмахи руками)
А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда!
(наклоны головы вперёд)
Наши гуленьки вверху: Грру-грру-грру-грру-у!
(поднять руки над головой, потрясти)
Наши курочки в окно: Кко-кко-ко-ко-ко!
(сгибание ног в коленях) А как Петя-петушок ранним-рано по утру, нам споёт ку-ка-ре-ку!
(встаём на ножки и потягиваемся).
Лепка " Заборчик для петушка"
Прогулка в период адаптации " Волшебный песочек"
Адаптация " Кто у нас хорошенький?