Татьяна Назарова
Использование пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, слышали о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Публикация «Использование пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Следуя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.
У воспитанников первой группы раннего возраста недостаточно развита общая и мелкая моторики, отсутствует достаточное количество пособий для развития мелкой моторики рук.
Нами был разработан педагогический проект «Умелые пальчики» по организации пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики рук и речи детей группы раннего возраста.
Цель проекта - развивать у детей мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь через использование разнообразных пальчиковых игр.
Задачи проекта:
1. Создать условия использования пальчиковых игр по развитию мелкой моторик рук и речи у детей группы раннего возраста.
2. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса детей посредством пальчиковых игр.
3. Развивать общую двигательную активность, гибкость и подвижность пальцев рук.
4. Организовать работу с родителями по развитию мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста.
Участники проекта – педагоги, которые руководили разработкой и реализацией проекта, оказывали методическую помощь в реализации проекта, организовывали деятельность по развитию мелкой моторики рук и речи, проводили совместно с детьми пальчиковые игры; родители, которые взаимодействовали, сотрудничали с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта; воспитанники группы раннего возраста – участники проекта.
Проект был реализован с 18.03.19. по 05.04.19 г. г. (краткосрочный).
В ходе проекта были проведены различные мероприятия: анкетирования родителей, выступления с докладом на совещании и на родительском собрании, различные развивающие и пальчиковые игры с детьми, также занятия с детьми.
Результаты, которые мы достигли после проведения проекта:
1. Создан уголок пальчиковых игр по развитию мелкой моторики рук и речи детей.
2. У детей раннего возраста увеличился словарный запас, выросла речевая активность.
3. У детей группы раннего возраста развиты общая двигательная активность, гибкость и подвижность пальцев рук.
4. Взаимодействие родителей и педагогических работников ДОУ в развитии мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста и их активизация в проведении пальчиковых игр дома.
Я считаю, что педагогический проект «Умелые пальчики» будет востребован в дошкольном образовательном учреждении.
Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных образовательных организаций более эффективно организовывать и проигрывать пальчиковые игры.
Краткосрочный проект направлен на инновационное совершенствование технологий работы с детьми и может быть использован в практике ДОУ.