Надежда Могильникова
Образовательный проект «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно на дорогах совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Публикация «Образовательный проект „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать свое внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности.
В связи с этим возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Сохранение жизни детей – основная цель всего взрослого населения, поэтому актуальность проблемы очевидна.
Для достижения данной конкретной цели и решения данной конкретной задачи необходимо использовать все многообразие форм, методов и приемов работы с детьми. Образовательная деятельность по данной теме осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников.
В рамках реализации работы в этом направлении, мною был разработан образовательный проект «Дорожная азбука», как форма долгосрочной работы с детьми дошкольного возраста.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности.
Новизна данного опыта в том, что проводимые мероприятия не сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, а целенаправленно решают задачи обучения дошкольников основам дорожной безопасности.
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
В проекте четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Цель:
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге (улице).
Задачи:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки
- развитие умения координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Гипотеза – усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться эффективнее, если:
- использовать принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития
- использовать инновационные формы и методы, обеспечивающие умение решать проблемные ситуации по освоению навыков осознанного безопасного поведения на дороге (улице).
Ожидаемые результаты:
1. Расширены представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Развиты умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышены активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Развиты интегративные качества:
«любознательный, активный» через заинтересованность новым в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;
«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
Определившись с целями и задачами образовательного проекта, я перешла к подготовительному (аналитическому) этапу реализации проекта, в ходе которого были поставлены задачи работы над проектом в разных возрастных группах. Составлено перспективно-тематическое планирование работы с детьми, составлен план целевых прогулок. Разработан и составлен план работы с родителями и педагогами.
Следующим этапом работы стал основной (реализация намеченных планов, и самый продолжительный этап работы над проектом, построенный на адекватных возрасту формах работы с детьми и включающий:
- непосредственно образовательная деятельность
- практические занятия по изучению навыков безопасного поведения на дороге (водители, велосипедисты, пешеходы, пассажиры, сотрудники ДПС ГИБДД)
- целевые прогулки и экскурсии
- беседы по теме
- продуктивная деятельность
- игровая деятельность
- чтение книг, рассматривание иллюстраций, альбомов
- развлечения
В завершении основного этапа дети были объединены в команду юных помощников инспекторов движения (ЮПИД).
После чего мы перешли к заключительному этапу (обобщение и распространение опыта работы, подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем) работы над проектом:
Представили и обобщили свой опыт работы над проектом:
В феврале 2015 г. – на районном семинаре для воспитателей МБДОУ на тему: «Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге через игровую и театрализованную деятельность».
В апреле 2015 г. – на районном семинаре-практикуме для воспитателей ГКП на тему: «Совершенствование работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста».
И завершили работу над проектом в мае 2015 г. – проведя уличную акцию «Мы соблюдаем ПДД – а Вы?».
Работа над образовательным проектом завершена. За время реализации проекта я создала в своей группе условия для формирования у дошкольников системы знаний безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети стали обращать внимание не только на свое поведение на улице, но и на поведение своих сверстников.
К концу работы над проектом у моих воспитанников сформированы устойчивые знания и практические навыки в вопросах соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Предложенный проект – попытка организовать на практике систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Я убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты. И самое главное - данной проблемой удалось заинтересовать не только детей, но и их родителей.
Проект полностью реализован и может быть использован в других ДОУ.
Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.