Наталья Зацепина
Творческие задачи, ситуации и вопросы как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения представления будут сформированы.
Например, творческая задача «Нарисуй дерево, не рисуя его» предполагает в качестве одного из вариантов решения какой-либо части, по которой можно догадаться о целом (активизируется знание о зависимости части и целого).
Публикация «Творческие задачи, ситуации и вопросы как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Ю. Г. Тамберг отмечает, что существуют определенные трудности в выборе задач для детей. Если задача простая – ребенку скучно, если сложная – он отказывается ее решать. Существует несколько уровней трудности задач. Первый: ребёнок может решить задачу самостоятельно. Второй: самостоятельно решить задачу ребенок не может, только с помощью наводящих вопросов. Третий: ребенок не может ни решить задачу, ни понят ход решения и ответ. Следует предлагать задачи первых трех уровней сложности, причем задачи третьего уровня нужно решать в совместной деятельности детей и педагогов. Таким образом ребенок обретает уверенность в своих силах и смелость в поставленной цели. Кроме того, он получает удовольствие от общения со взрослыми.
Творческая задача «Как нарисовать солнце, если наш карандаш умеет рисовать только квадраты?» может быть решена через осознание структуры многоугольников: чем больше углов, тем больше фигура похожа на круг.
Результатом включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей; уточнений и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях; развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора; получение удовольствия от умственного труда и общения.
Формы организации детской деятельности зависят от вида и назначения игр, мотивации, степени овладения познавательными действиями.
Детям предлагаются игровые упражнения, в которых требуется: придумать правила построения дорожек, расселения фигур в домиках; догадаться, как увеличить лесенку, составленную из цветных палочек; нарисовать картину «Зимний лес»; составгить новый силуэт и др.
Преимущественно самостоятельно и инициативно, в виде самодеятельности, дети осваивают настольно-печатные игры, игры-забавы, логические и математические головоломки, занимаются экспериментированием. Естественно, что в каждом конкретном случае возможно сочетание самодеятельности и совместного со взрослым конструирования системы игровых действий. Взрослый мотивирует деятельность детей; создает положительное настроение; вызывает стремление находить способы решения, отгадывать и догадываться, включаться в коллективное решение игровых задач.