Приложение МААМ

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Виктория Тарасова
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Экспериментирование- деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, которая основывается на его собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора детей, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В развитии экспериментирования и исследовательской активности дошкольников большое значение имеет взаимодействия детского сада и семьи. Часто практикуется взаимный обмен опытом.

Публикация «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время модернизация Российского образования ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников- представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать и т. д. В старшем возрасте дети уже начинают задумываться о различных физических явлениях. Таких как замерзание воды, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т. п.

Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта (эксперимента, находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы.

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями природы. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.

Учитывая тот факт, что основу экспериментов, опытов составляет наблюдение, то именно этому методу, основанному на чувственном познании природных объектов, отводится важное место в экологическом воспитании дошкольников.

Развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное психолого-педагогическое значение. Доказано, что успешная учеба в школе во многом зависит от того, насколько был пробужден интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте. Если этот интерес был пробужден в недостаточной мере, то и умственные способности ребенка недостаточно развиваются.

Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, слушает, наблюдает, то есть активно участвует в образовательном процессе.

Для успешной деятельности в будущем, для приобретения опыта социально уверенного поведения, для развития социальных способностей ребенка, как нельзя кстати, применима мудрость древних китайцев «Расскажи и я за буду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»

Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

Как и при игре не следует регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными «Уголка природы», возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.

В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Например, при изучении свойств магнита воспитатель запланировал выяснить, какие материалы и как влияют на его свойства преграды. Один мальчик положил скрепки в ящик стола и стал передвигать их с помощью магнита, помещенного под дно ящика. Воспитатель, поддерживая инициативу, предложил деталь от строительного набора: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом».

Если воспитатель радуется открытиям своих питомцев, одобряет их попытки мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста. Лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала на данном занятии, но и наносит ущерб личности в целом. Таким образом, создание возможности проговаривать свои действия нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребенка в дошкольном возрасте.

Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей с друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины. Из-за неустойчивости внимания дети легко отвлекаются и упускают основную цель экспериментирования. Тогда ситуация может выйти из-под контроля педагога.

При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Дошкольные учреждения, в отличии от школы, дают широкие возможности для реализации принципа индивидуального подхода к детям. Так у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает неблагоприятное влияние. Чтение книг и рассматривание картинок не компенсируют отсутствия непосредственного познания мира путем запечатления. В то же время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время рисовать, рассматривать картинки, заниматься любым интересующим их делом. Единственное, чего нельзя делать – это позволять им ничего не делать.

Сущность детского экспериментирования

Цели экспериментальной деятельности :

• развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;

• создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;

• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

• учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Обучающие задачи:

• расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

• развивать представления об основных физических явлениях развивать;

• развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.

Развивающие задачи:

• расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;

• расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

• знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Воспитательные задачи:

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

• развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

• Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

• Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

• Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое также следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

Публикации по теме:

Проблема формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, динамичностью, многообразием. Ребенок думает,.

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста Экспериментирование с объектами неживой природы как средство формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста. Непосредственный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2015 в 23:22
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Тарасова (УИ 297841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД