Калинина Оксана
Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.
Публикация «Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В начале работы, наблюдая за детьми своей группы, отметила их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части малышей строить диалог, вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения, и исходя из актуальности развития диалогической речи для дошкольников, я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения.
Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей.
Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда, в которой представлены игры, способствующие развитию речи, предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики.
На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров, использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми. Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяется задачами воспитания и зависит от возрастных особенностей детей.
Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев, пересказываем или инсценируем их, тем самым ребята не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения.
Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения.
Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей. Даю детям задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог.
Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю детям поручения обратиться к сверстнику или взрослому и что-либо попросить, спросить или узнать, и всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог.
Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик, знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование и др., при этом обучаю, как правильно вести диалог.
Особое внимание я уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т. д.). После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.
Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.
Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Воспитатель может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)
Игры с мячом: «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра.. .. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу», «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет воспитатель: высокий - низкий, широкий - узкий, «Мяч поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй».
Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: яблоко – какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким. «Чудесный мешочек», «Найди пару» - данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (односложные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов, «Закрытая книга» (взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем просит детей : сделай то же самое, что делает девочка и т. д., «Телефон», «Сказочный зверь»,
«расскажу – не расскажу».
Игры парами («Я знаю…», «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и др., в которых:
- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т. д.);
- дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.
Сначала дети овладевают правилами общения в играх: соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».
Вывод:
В результате проделанной работы добилась умения детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, правильно задавать их. Диалог детей стал более насыщенным прилагательными, существительными и разными новыми словами. Теперь ребятам самим хочется задавать вопросы и узнавать много нового и интересного. У них есть интерес и желание общаться, используя диалог. В ходе бесед у детей наблюдается эмоциональный подъем, в котором они, пытаясь переговорить друг друга, рассказывают мне – что интересного с ними происходило.
Моя работа с ребятами находится в начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться, используя речь, проявлять самостоятельность в высказываниях, свободу в выражении своих мыслей и чувств.
Список используемой литературы:
1. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26
2. Игра как фактор развития диалога. Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9
3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114
4. Н. А. Песняева «Учебный диалог – желаемое или действительное?» М. 2008