Папки-передвижки

Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

Калинина Оксана
Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

Публикация «Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В начале работы, наблюдая за детьми своей группы, отметила их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части малышей строить диалог, вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения, и исходя из актуальности развития диалогической речи для дошкольников, я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения.

Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей.

Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда, в которой представлены игры, способствующие развитию речи, предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики.

На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров, использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми. Для разговоров с детьми я использую все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяется задачами воспитания и зависит от возрастных особенностей детей.

Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев, пересказываем или инсценируем их, тем самым ребята не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения.

Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения.

Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей. Даю детям задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог.

Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю детям поручения обратиться к сверстнику или взрослому и что-либо попросить, спросить или узнать, и всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог.

Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик, знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование и др., при этом обучаю, как правильно вести диалог.

Особое внимание я уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т. д.). После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.

Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Воспитатель может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)

Игры с мячом: «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра.. .. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу», «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет воспитатель: высокий - низкий, широкий - узкий, «Мяч поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй».

Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: яблоко – какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким. «Чудесный мешочек», «Найди пару» - данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (односложные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов, «Закрытая книга» (взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем просит детей : сделай то же самое, что делает девочка и т. д., «Телефон», «Сказочный зверь»,

«расскажу – не расскажу».

Игры парами («Я знаю…», «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и др., в которых:

- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т. д.);

- дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.

Сначала дети овладевают правилами общения в играх: соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».

Вывод:

В результате проделанной работы добилась умения детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы воспитателя, правильно задавать их. Диалог детей стал более насыщенным прилагательными, существительными и разными новыми словами. Теперь ребятам самим хочется задавать вопросы и узнавать много нового и интересного. У них есть интерес и желание общаться, используя диалог. В ходе бесед у детей наблюдается эмоциональный подъем, в котором они, пытаясь переговорить друг друга, рассказывают мне – что интересного с ними происходило.

Моя работа с ребятами находится в начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться, используя речь, проявлять самостоятельность в высказываниях, свободу в выражении своих мыслей и чувств.

Список используемой литературы:

1. Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26

2. Игра как фактор развития диалога. Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9

3. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114

4. Н. А. Песняева «Учебный диалог – желаемое или действительное?» М. 2008

Публикации по теме:

Сказка как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста. Хорошо сформированная связная речь для старшего дошкольника.

«Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста» «Театрализованная деятельность как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста». В настоящее время речь ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2015 в 17:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Калинина Оксана (УИ 196172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД