Янина Позднякова
Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников
Авторы: Позднякова Я. Ю. заведующий,ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб
Хороших В. В. руководитель ОЭР, ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб
Буторина Е. Б. старший воспитатель,ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб
В статье описаны основные компоненты образовательной среды ДОУ как условия формирования компетенций здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста : информационный, технологический, коммуникативный. Материально-технический.
Публикация «Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Ключевые слова: образовательная среда, здоровьесберегающее поведение, дошкольный возраст
Процессы экономической и культурной глобализации, трансформация системы нравственных и духовных ценностей, регулирующих жизнедеятельность общества, возрастающая роль информационных технологий, нарастание экологической, политической и экономической напряженности повышают уровень стрессогенности жизни в современном российском обществе и отражаются на состоянии здоровья россиян.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, безусловно, затрагивают и институт детства. Стремление современных родителей к всестороннему раннему развитию ребенка зачастую приводит к увеличению нагрузок, уменьшению времени, уделяемому родителями непосредственному общению и воспитанию ребенка, физическим, эмоциональным и информационным перегрузкам, что негативно отражается не только на соматическом, но и на психологическом здоровье и благополучии ребенка. Вот почему задача укрепления физического и психического здоровья дошкольника, приобщения детей к ценностям здорового образа жизни является приоритетным направлением работы дошкольного образовательного учреждения.
Здоровье выступает важным ресурсом, необходимым для реализации планов, идей, раскрытия собственных потенциалов, позволяющим эффективно решать различные жизненные задачи в соответствии с актуальными потребностями и возрастными особенностями человека. Работа, направленная на формирование и развитие личностных компетенций здоровьесберегающего поведения у дошкольников, способствует актуализации личностного превентивного ресурса ребенка, повышая сопротивляемость к возможным негативным воздействиям социальной и жизненной среды, развивая адаптационные возможности личности.
Современные исследователи (А. Г. Гогоберидзе, Кудаланова Л. П., И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) отмечают необходимость и возможность применения компетентностного подхода в отношении задачи укрепления здоровья дошкольников, прежде всего, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в процессе формирования личностных компетенций здоровьесберегающего поведения, что позволяет не только заложить основу знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и определяет необходимость формирования поведенческих привычек и установки на реализацию здорового стиля поведения в дошкольном образовательном учреждении.
Образовательная среда, понимаемая как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, выступает одним из важных факторов, способствующих формированию личностных компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольника [4, 5].
В рамках системного похода, представленного в трудах Ганзена В. А. [2], Ломова Б. Ф. [3] и др., нами была разработана модель здоровьесберегающей среды ДОУ, содержащая следующие основные компоненты : информационный, технологический, коммуникативный и материально-технический.
Информационный компонент представляет собой систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для пропаганды ценностей здорового образа жизни, формирования установки на реализацию здоровьесберегающего поведения. В современном образовательном учреждении обозначенные задачи решаются как традиционными средствами (информационно-выставочными стендами, так и с привлечением возможностей современных информационно-коммуникативных технологий (сайт образовательного учреждения, сайты, блоги педагогов ОУ).
Технологический компонент образовательной среды ДОУ представляет собой систему педагогических технологий, направленных на развитие интеллектуальных, волевых, эмоциональных, телесных, коммуникативных, креативных, духовных компетентностей ребенка в области здоровья. В рамках опытно-экспериментальной работы, проводившейся в ГБДОУ 103 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, были разработаны и апробированы образовательные программы, направленные на развитие отдельных компетенций здоровьесберегающего поведения у дошкольников, а также разработан педагогический проект «Детский фитнес центр «Планета здоровья», ориентированный на интеграцию компетенций здоровьесберегающего поведения [1].
Коммуникативный компонент образовательной среды ДОУ как условия формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников представляет собой процесс и результат социально-психологического взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей как основных субъектов образовательного процесса. Социально-психологический климат педагогического коллектива, социально-психологический климат детского коллектива, коммуникативный стиль педагога – важные условия общего психологического здоровья и благополучия личности.
Материально-технический компонентобразовательной среды ДОУ представляет собой дизайн помещений и материальную оснащенность пространства образовательного учреждения спортивным оборудованием, спортивным инвентарем, современными информационными технологиями, использующимися для решения задач укрепления здоровья дошкольников. Так, например, в нашем ДОУ интерактивный пол -проекционная интерактивная система, дающая возможностьребенку взаимодействовать с динамическим изображением на полу, применяется в рамках проекта «Детский фитнес центр «Планета здоровья».
Отметим, что для успешной реализации задачи формирования компетенций здоровьесберегающего поведения необходимо моделировать обозначенные компоненты образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
1. Е. Б. Буторина, Я. Ю. Позднякова, В. В. Хороших Развитие компетенций здоровьесберегающего поведения у дошкольников [Текст] / Е. Б. Буторина, Я. Ю. Позднякова, В. В. Хороших // Развитие современного образования : теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – ISSN 2413-4007. https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=13687
2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии: [монография] / Владимир Александрович Ганзен//Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1984- 176 с.
3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: [монография] /Борис Федорович Ломов// М: Издательство «Наука», 1984- 444 с.
4. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений[Текст] / Т. В. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 545-548
5. Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию [Текст] / Ясвин М. ,2001