Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Воздушные шары»
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Возрастная группа: младшая группа
Тема: «Воздушные шары»
Основные цели:
формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшей группы, привлечение их внимания к освоению свойств предметов, отношений идентичности (такой же, как).
Задачи:
Образовательные :
Формировать умение детей подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака, сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме).
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Воздушные шары“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Повторить с детьми представления о свойствах объектов (форме, цвете, размере).
Закреплять понятие о геометрической форме «круг», «куб».
Закрепить умение детей, как правильно сделать «оттиск» на бумаге крышкой, колпачком.
Развивающие:
Содействовать умению детей выделять два – три свойства, присущие предмету одновременно: круглый красный шарик, длинная зелёная палочка и т. д.
Обогащать активный словарь детей: «оттиск», «одинаковые», называть основные цвета «красный», «желтый», «зеленый», «синий».
Способствовать умению детей группировать (выбирать) предметы по совместимым свойствам (по цвету).
Развивать мелкую моторику, речевое дыхание у дошкольников.
Воспитательные:
Создать условия для поддержания и развития интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Обеспечить поддержку детей в развитии собственного «Я» и готовности к совместной деятельности с другими дошкольниками.
Дидактические материалы:
Воздушные шары четырёх цветов
Палочки к воздушным шарам четырё х цветов:
Вазы для шариков:
Оборудование: столы, скатерти 4- х цветов (красная, жёлтая, зелёная, синяя, вазы в виде куба 4 – х цветов, воздушные шары по количеству детей 4 – х цветов, палочки для шариков 4 – х цветов по количеству детей, гуашь 4 – х цветов на каждого ребёнка, крышки от бутылок (или гуашевых красок) 4 – х цветов на каждого ребёнка, влажные салфетки, листы бумаги А4 с нанесённым контуром палочек 4 – х цветов.
Краткая аннотация к работе:
В данной образовательной ситуации дети закрепляют знания о цвете, форме в практической предметной деятельности, учатся подбирать (сопоставлять) предметы по цвету. Для достижения этой цели используются воздушные шары, палочки к ним, вазы и скатерти на столы, крышки от бутылок основных четырёх цветов (красного, жёлтого, зелёного и синего). Вначале педагог предлагает детям поиграть воздушными шарами, затем спрашивает, что можно ещё с ними делать. Обыгрывает ситуацию подготовки группы к празднику: дети рассказывают о новых предметах, появившихся в группе, какого они цвета, размера, формы. Далее воспитатель просит украсить столы шариками, это не получается, шары разлетаются. В игровой ситуации, с помощью рассуждений, дети приходят к выводу, что шарики нужно привязать к палочкам и поставить их в вазы на столы, так, чтобы они подходили по цвету. В подвижной игре «Воздушный шар» и пальчиковой игре «Надуй шарик» дети ещё раз проговорили о форме и размере. И закрепляя полученные знания, дети «оттиском» крышки (колпачка) на бумаге печатают разноцветные шары.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дети играют.
Воспитатель обращается к детям.
- Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и встаньте в круг.
Дети подходят к воспитателю, берутся за руки, встают в круг.
- Собрались все дети в круг?
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём (ходьба по кругу).
Глазки смотрят.
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
- Приходилось ли вам играть с воздушными шарами? (Да). (Мы надували с папой). (Мне мама купила в магазине). (Я сам надул шарик и потом подбрасывал его вверх).
- Вы хотите со мной поиграть? (Да, хотим).
Дети берут шары и играют вместе с педагогом.
Актуализация
Дети стоят.
- Посмотрите, что нового в нашей группе? (На полу стоят вазы). (Появились воздушные шары). (На ковре лежат разноцветные палочки). (На столах цветные скатерти).
- Куда нужно поставить вазы? (На столы, на окно).
- Расскажите, какие они? (Вазы красивые). (Они похожи на большие кубы). (Одна ваза красная, другая синяя, ещё одна жёлтая и зелёная).
- Какого цвета шары? (Красные, желтые, зеленые, синие).
- Какой формы воздушные шары? (Круглые).
- Ребята, какого цвета палочки для шариков? (Они красные, желтые, зеленые, синие). (Они такого же цвета, как вазы и шарики).
- Что ещё можно про них сказать? (Палочки разноцветные). (Они длинные, узкие). (Палочки тонкие, как макароны).
Затруднение в ситуации
- У нас скоро праздник, давайте украсим столы к празднику воздушными шарами, так, чтобы они подходили по цвету.
Дети пытаются украсить, у них ничего не получается, шары разлетаются, падают.
- Что происходит? (Шары падают, разлетаются).
- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Не знаем).
- Мы попали с вами в затруднительную ситуацию. Что нужно сделать? Кого спросить? (Воспитателя).
- Я вам предлагаю использовать палочки для шариков и вазы, давайте найдём их, подберём по цвету и украсим столы.
«Открытие» нового знания (способа действия)
На полу стоят вазы 4-х цветов.
- Принесите вазы, поставьте их на столы такого же цвета.
Дети выполняют задание.
На полу лежат палочки для шаров 4-х цветов. Дети подходят к ним.
- Как вы думаете, что нам сейчас нужно сделать? (Выбрать палочку и прикрепить к ней шар). Правильно, но палочки разноцветные, как вы поступите? (Не знаем).
- Давайте каждый найдёт для своего шарика подходящую палочку, подберёт её по цвету.
Выбор шаров и палочек на ковре.
- Посмотрите друг на друга. Правильно вы подобрали палочки к шарам? Все справились? (Да). (Нет).
- Андрюша, что можно сказать о цвете палочки и шарика? (Одинаковые, подходят по цвету).
- Теперь мы можем прикрепить шары к палочкам.
Воспитатель показывает, дети повторяют. Оказывается помощь детям, у которых не получается.
- Теперь поставим воздушные шары в вазы нужного цвета.
Воспитатель спрашивает детей, кто в какую вазу будет ставить воздушный шар.
- Вы справились с заданием, как красиво стало у нас в группе.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки и встать в круг.
- Давайте встанет в круг, возьмемся за руки и надуем большой шар.
Подвижная игра «Воздушный шар».
Дети берутся за руки и встают в маленький кружок, проговаривая слова, расходятся в стороны, не разжимая руки.
- Раздувайся наш шар.
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Шарик лопнул –
Ой – ой – ой,
А ведь был такой большой.
Дети идут в центр круга и длительно произносят звук «ш» из шара выходит воздух.
- Какой шар мы надули? (Большой, огромный).
Игра проводится 2-3 раза.
- Садитесь на ковер. Я сейчас надую еще один шар.
Дети садятся на ковёр. Показ воспитателем игры на речевое дыхание и развитие мелкой моторики «Надуй шарик».
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить).
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью).
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики).
Стал он тонкий и худой!
- Хотите попробовать вместе со мной? Давайте надуем шары вместе.
Дети вместе с воспитателем играют с пальчиками, проговаривая слова.
- Какого размера мы надули шарик? (Маленького).
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
- Ребята, мы украсили группу шарами. А ещё их можно нарисовать.
Дети садятся за столы. Рисование воздушных шаров крышками от бутылок 4-х цветов.
На столах лежат краски, крышки четырёх цветов, листы бумаги с нарисованными палочками четырёх цветов.
- Как вы думаете, чем можно быстро нарисовать много шаров? (Кистью, ладошкой, пальчиком).
- У нас есть волшебные крышки. Посмотрите на них. Цвет крышки поможет вам выбрать цвет краски.
- Какого цвета я взяла крышку? (Зеленого цвета). Правильно ли я выбрала цвет краски? (Воспитатель выбрала жёлтую краску). (Нет.) Почему? Какого цвета краску я должна взять? (У вас крышка зелёная и краску надо выбрать зелёную).
- Подумайте, как взять крышку (можно взять полой стороной, тогда получится контур шарика, а можно выпуклой стороной, тогда получится круглая закрашенная форма, опустить её в краску. Сделайте оттиск на листе бумаги.
Дети делают «оттиск на бумаге», штампуют шарик к палочке нужного цвета. После рисования влажной салфеткой вытирают руки.
Осмысление
Дети садятся на ковёр.
- Ребята, давайте сядем на ковер.
- Что вы сегодня делали? (Подбирали палочки к шарикам по цвету). (Расставляли вазы на столы). (Рисовали шарики крышками). (Играли с воздушными шарами).
- Что-то было трудным для вас? (Подбирать предметы по цвету).
- Почему? (Мы не знали, как это сделать).
- Что было интересным? (Играть с шариками). (Рисовать крышками). (Расставлять шарики в вазы). (Украшать группу).
- Что нового вы узнали? (важно подобрать предметы по цвету, чтобы было красиво в группе).
- Где вам могут пригодиться новые знания? (Мы сможем помочь маме украсить квартиру к празднику). (Мы сможем подобрать красивый наряд для куклы).
- Я очень довольна вами, ребята, вы справились с заданиями и научились многому новому.