Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познание»
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)
Тема: «Овощи»
Основные цели: Расширить знания детей об овощах. Познакомить с новыми овощами.
Дидактические материалы: Карточки с загадками о овощах. Книги про овощи, мини энциклопедии. Стихи про овощи. Чтение рассказов и сказок об овощах.
Оборудование: Интерактивная доска. Макет огорода и корзины для овощей. Муляжи овощей.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Краткая аннотация к работе: Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Овощи», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, а вы, когда приезжаете на дачу, чем занимаетесь? (отдыхаем, помогаем и т. д.)
- Есть на вашей даче сад или огород? (есть и сад, и огород).
- Какие овощи растут у вас на огороде? (картошка, капуста).
- Как вы помогаете родителям на огороде? (поливаем, сажаем и т. д.)
После всех ответов детей воспитатель говорит детям:
- Многие из вас знают, какие овощи растут на огороде и помогают родителям их выращивать. А вот Маша из мультфильма «Маша и Медведь» захотела помочь Мишке собрать урожай, но у нее ничего не получилось.
Как вы думаете, почему у Маши не получилось собрать урожай? (Она не знает, какие плоды относятся к овощам, не знает, что такое овощи.
-Поможем Маше собрать урожай?
- Сможете? (сможем).
После всех ответов детей воспитатель говорит детям:
-Ну что ж, тогда отправляемся к Маше на помощь.
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания детей об овощах, уточнить представления о признаках и свойствах овощей, умение находить эти признаки самостоятельно.
Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоит макет огорода и корзины для овощей.
А вот и огород. Сколько всего овощей выросло на нем!
-Посмотрите, все ли, то – что выросло на огороде – овощи? (на макете огорода находится и укроп, и петрушка и т. д.)
- И правда Маше одной не справиться с работой. Нам необходимо собрать урожай овощей и сложить их в корзины.
-Но не просто собрать овощи, а отгадать загадку, найти овощ на огороде и объяснить Маше, почему вы сорвали именно этот овощ.
-Первая загадка:
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(Помидоры).
-Почему вы решили, что это помидор? (потому, что он круглый и красный).
-А чем полезен помидор?
Положили помидор в корзину.
-Следующая загадка:
Любопытный красный нос, по макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке зеленые пятки. (морковь)
-Почему вы решили, что это морковь? (потому, что она растет в земле).
-А почему можно морковку есть сырую? (вкусная).
Положили морковь в корзину.
- Слушайте дальше:
Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед –
И в борщи, и в винегрет.
(Свекла)
-Почему вы думаете, что это свекла? (из нее готовят винегрет).
-Что можно сварить из свеклы?
Положили свеклу в корзину.
-Еще одна загадка.
Летом – в огороде, свежие, зеленые.
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы).
-Почему вы решили, что это огурец? (потому что огурец зеленый, длинный, его можно кушать в сыром виде, а можно засолить).
Положили огурец в корзину.
-Слушайте дальше:
Угадать совсем нетрудно,
Всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный
В кочан завивается.
(Капуста)
- Как вы догадались, что это капуста? (потому что капуста в кочан завивается).
-А что можно приготовить из капусты? (щи, салат)
Положили капусту в корзину.
-Следующая загадка:
Выкопали из земли, жарили, варили. И тушили, и пекли. Ели да хвалили. (Картошка).
-Почему вы решили, что это картошка?
-А какая картошка бывает?
Положили и картошку в корзину.
-Отгадайте еще:
Я не горох, хотя стручки имею.
Суп из меня нежнее и вкуснее.
Две ноты — вот мое название.
Подумай, приложи старание.
(Фасоль)
-Догадались что это? (не знаем).
-А вот эту может сможете отгадать?
В длинном домике зеленом
Много кругленьких ребят,
Меж собой они знакомы
И все рядышком сидят. (Горох)
-А это что? (тоже не знаем).
- Еще одну загадку попробуйте отгадать:
Угадай, что за капуста, –
Вся в цветочках, густо-густо,
Несколько голов кудрявых,
В белых шубках кучерявых.
(Цветная капуста)
-Что же это? (не знаем)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых овощей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
При отгадывании загадок про фасоль, горох и цветную капусту дети затрудняются с ответом.
- Смогли вы отгадать эти загадки? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, что это такое.)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: сформировать представление детей об овощах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете).
-Так что нам необходимо узнать? (что такое фасоль, горох и цветная капуста).
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети его задают интернету.
-Что за овощи выросли на огороде у Маши? (этот вопрос воспитатель печатает).
На экране появляется картинка интерактивного овоща, который про себя ведет рассказ:
1.-Я фасоль, во мне много витаминов и питательных веществ.
2.- Небольшого размера, бываю зеленого, красного и белого цвета. Я очень полезна для здоровья зубов.
3.-Меня можно добавлять в суп и салат.
-Слушайте теперь рассказ про горох.
1.-Я горох. Я очень полезен для здорового сердца.
2.-Расту в стручке. Зеленого цвета.
4.-Из меня можно приготовить очень много вкусных блюд, и супы, и каши, и салат.
-А теперь давайте послушаем про цветную капусту:
1.-Я цветная капуста, в меня входит большое количество витаминов. которые так полезны для организма человека.
2 -Я круглая, большая, как будто кудрявая. Я очень хорошо успокаиваю нервную систему.
3.- Очень богата витаминами.
4.- Из меня можно варить суп и можно меня жарить в масле и муке.
-Где растут фасоль, горох, цветная капуста? (на огороде).
-Как назвать цветную капусту, фасоль и горох одним словом? (овощи).
-Ну вот мы и познакомили Машу с овощами, помогли собрать урожай.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых овощей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины
- Из каких овощей готовят борщ, гороховый суп, салат и т. д?
-Ребята, мы помогли Маше собрать овощи, давайте еще оставим Маше меню подсказки – какие овощи в какое блюдо кладут. Дети должны провести дорожку от нужных блюд, в котором этот овощ есть. После выполненного задания, объяснить. Почему он так сделал.
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Чем помогли Маше?
-Что нового узнали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не помогли Маше собрать овощи, то она не узнала, что такое овощи и не смогла бы их правильно использовать.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Тема занятия «Овощи» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.