Татьяна Скрягина
«Ягодная поляна художника-декоратора». Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением техники «папье-маше»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественное творчество» (работа с бумагой «Папье-маше»)
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа
Тема: «Ягодная поляна художника - декоратора»
Основные цели:
Продолжить знакомство детей с профессиями людей, встречающимися в театре: актёр, музыкант, костюмер;
1) Познакомить с профессией художник – декоратор; рассказать о необходимости данной профессии в театре;
2) Сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
Публикация «„Ягодная поляна художника-декоратора“, Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением техники „папье-маше“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Папье-маше
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
4)Тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, творческие способности.
5)Познакомить детей с новым способом работы с бумагой – «Папье - маше»; способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.
Материал:
Демонстрационный: карточки (слайды) с изображениями театра, людей театральных профессий, афиши. Карточки (слайды) с изображениями «театральной мастерской», атрибуты для сцены. Звукозапись телефонного звонка, запись р. н. п. «Калинка» в исполнении Надежды Кадышевой;
Раздаточный: цветные салфетки, клейстер, пластмассовые тарелки, деревянные палочки, заготовки кустиков для ягод, влажные салфетки.
Краткая аннотация к работе:
Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. В процессе создания поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения работе с бумагой: развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в театр? (Ответы детей)
- Много ли людей работает в театре? (Ответы детей)
- А у этих людей, одна профессия, или нет? (Ответы детей)
- Мой друг тоже работает в театре. Сейчас он заболел и не может выполнить работу, которую начал. Он просит вас помочь ему. Хотите, поехать в театр, и помочь моему другу? Сможете? (Ответы детей)
2. Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать знание детей о профессиях, встречающихся в театре;
2) тренировать мыслительные операции анализа, развивать внимание, речь.
Давайте сначала вспомним, люди, каких профессий встречаются в театре, а помогут нам в этом загадки…
Отгадывание загадок о профессиях
1. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он…
Ответ - артист (Слайд или картинка)
2. Струны, гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно…
Ответ – музыкант (Слайд или картинка)
3. У меня одеться рад
И артист, и музыкант.
Ловко шью своей иглой –
Ведь недаром я …
Ответ – портной (Слайд или картинка)
- По-другому, людей с такой профессией в театре называют - костюмером
- В театре есть много и других интересных профессий, с которыми, вы познакомитесь позже.
- Ну что же, пришло время отправляться в театр.
- А на чем мы поедем в театр? (Ответы детей, воспитатель предлагает поехать на машине)
- Какие правила нужно помнить во время движения по дороге? (Ответы детей)
- Пристегнули ремни безопасности? Вставили ключ в зажигание? Поехали!
(дети перемещаются по залу)
3. Затруднение в ситуации
Игра «Художник – декоратор» (начало)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о профессии художник – декоратор;
2) сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ, развивать логическое мышление, речь.
- Вот, мы с вами, и приехали! Припаркуйте свои машины.
- Скажите, пожалуйста, как можно узнать, какой сегодня в театре будет спектакль? (Прочитать Афишу)
- Давайте прочитаем афишу, какой сегодня вечером будет спектакль? (Ответы детей)
- Сегодня вечером на сцене будут показывать спектакль по мотивам сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
- Давайте посмотрим, что происходит в зале до спектакля, как происходит подготовка к спектаклю (Дети садятся на стульчики перед «сценой»).
- Скажите, пожалуйста, когда зрители приходят в зал, занимают свои места, гаснет свет, что они видят перед собой? ( Предполагаемый ответ детей: - Они видят перед собой закрытый занавес).
- Но вот заиграла музыка, занавес распахнулся, и
- Что видят зрители? (Лес, кувшинчик, дудочку и т. д.)
- То, что мы, видим на сцене – называется декорации (украшения, обстановка в театре) к спектаклю, по которым сразу можно понять, где, в какое время года будут происходить дальнейшие события.
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель сообщает детям о том, что звонит мальчик (девочка, и хочет у них что-то спросить
(включается запись)
-Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а как называются люди, которые оформляют сцену перед спектаклем?
- Кто знает? Можете ответить на вопрос? (Не знаем)
- А если чего-то не знаете, но очень хочется узнать, что нужно сделать?
(Спросить у того, кто знает)
4. Открытие нового знания (способа действия)
Игра: «Художник – декоратор» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о профессии художник – декоратор;
2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, развивать память, речь.
- Скажите, пожалуйста, а из чего сделаны декорации к спектаклю «Дудочка и кувшинчик?» (вырезаны из бумаги, нарисованные, сделанные из глины, из дерева)
- А кто же пишет, декорации, картины? (Художник)
- Людей, которые пишут декорации, украшения, оформляют сцену к спектаклям, в театре называют – Художниками – Декораторами.
- Теперь, вы сможете ответить на вопрос мальчика (девочки?
- Посмотрите внимательно, все ли декорации готовы к сегодняшнему спектаклю? (Ответы детей) Не хватает земляники, которую будут собирать актёры.
- Давайте пройдём в мастерскую Художника – декоратора
(Слайды или изображения мастерской художника – декоратора)
- Проходите. Посмотрите как много в мастерской разных корзинок, баночек, коробочек, красок. Всё это пригодится для работы Художнику – декоратору.
5. Затруднение в ситуации
Игра: «Помоги художнику – декоратору» (начало)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом работы с бумагой Папье - маше;
2) сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
4) тренировать мыслительные операции анализа, развивать логическое мышление, речь.
(Дети садятся за столы)
- Мой друг сказал, что для того, чтобы сделать ягодки, всё необходимое лежит на столе. Давайте посмотрим, что нам приготовил художник - декоратор? (салфетки, баночка с клейстером, кустики земляники без ягод).
- Ну что ж, ребята, поможем моему другу? (Да)
Воспитатель предоставляет детям, самостоятельно, выполнить задание Возникает затруднение
- Смогли помочь? Почему? (Потому что не знаем, как это сделать).
- А что нужно сделать, если чего-то не знаем, но очень хотим узнать?
(Спросить у того, кто знает)
5.1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Игра «Помоги художнику – декоратору» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о новом способе работы с бумагой Папье - маше;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- Сегодня мы с вами, будем лепить землянику из бумаги. Да, да! Лепить в стиле Папье - маше, что в переводе с французского языка означает – «жеваная бумага», или бумажное тесто.
(Показать слайды или картинки изделий из Папье - маше)
Техника Папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Изделия из Папье-маше, после высыхания, получаются прочные, и люди научились в этой технике изготавливать кукол, маски, елочные украшения, декоративную посуду и даже мебель. (Слайд)
– А мы с вами будем делать следующее
- Возьмите салфетку красного цвета, мелко нарвите её и положите в тарелочку. Далее всю бумагу пересыпаем в одну ёмкость, добавим клейстера и хорошо размешаем. Нужно немного подождать, пока бумага хорошо пропитается клейстером.
Физминутка
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, формировать умение выражать настроение с помощью движений.
- Пока, бумага пропитывается, мы с вами немного отдохнём.
Представьте, что вы артисты театра. Вот и зрители уже собрались. (Воспитатель обращает внимание на гостей)
- Как бы вы стали двигаться под музыку, которая сейчас зазвучит? (Запись р. н. п. «Калинка»)
(Дети двигаются под музыку)
5.2. Игра «Помоги Художнику – декоратору» (окончание)
Дидактические задачи:
1) совершенствовать навыки детей в применении основных приё мов лепки: деления куска бумажной массы на равные части способом отщипыванием, придания округлой формы предмету;
2) развивать фантазию, воображение, творческие способности;
3) способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.
Дети садятся за столы
- Посмотрите, на что, стала похожа масса из бумаги? (На тесто, пластилин)
Скатайте из массы колбаску, разделите её на равные части. Затем, скатайте шарик, при помощи деревянной палочки сделайте углубление, и прикрепите его к стебельку.
- Посмотрите, какие ягоды у нас получились, совсем как настоящие.
- Давайте аккуратно отнесём их на сцену.
- Теперь, я думаю, представление пройдет на славу!
(Можно включить сюрпризный момент для детей в виде угощения, например, баночки с земляничным вареньем)
- А нам пора возвращать в детский сад!
(имитируя езду на машине, дети перемещаются по залу)
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя
- Где мы с вами сегодня были? (В театре)
- Кому сегодня вы помогли? (Художнику - декоратору)
- Что мы помогли сделать художнику – декоратору)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь художнику – декоратору, потому что они научились новому способу работы с бумагой Папье-маше.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Лыкова А. И. Изобразительная деятельность в ДОУ. Старшая группа. - М. : Цветной мир, 2012