Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по лепке с дошкольниками 5–6 лет «Друзья для пингвиненка Лоло»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: старшая (5-6) лет
Тема: Друзья для пингвиненка Лоло
Основные цели: формирование представлений о скульптурном способе лепки
Дидактические материалы: иллюстрации с изображением пингвинов, карточки (бейджики) с заданиями к дидактической игре «Пингвинье лото», разрезные картинки, письмо.
Оборудование: Доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки, глобус, экран, мультимедийный проектор, презентация.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по лепке с дошкольниками 5–6 лет „Друзья для пингвиненка Лоло“» размещена в разделах
- Животные севера. ИЗО, поделки, рисование
- Животные севера. Лепка, занятия с пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Пингвин. Детям о пингвинах
- Пингвин. ИЗО, поделки, рисование
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение рассказов, стихотворений о пингвинах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов, беседа о пингвинах.
Краткая аннотация к работе: интегрированное занятие для детей старшего возраста с целью обобщения знаний детей о характерных особенностях внешнего вида обитателей Антарктиды - пингвинов.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, у вас есть друзья?
- Кого называют друзьями?
- Для чего нужны друзья?
Сегодня утром, когда я пришла на работу, мне передали письмо. Оно адресовано вам. На конверте написано, что пришло письмо из Антарктиды. А где находится эта таинственная Антарктида? Как выдумаете, кто может просит о помощи? (ответы детей)
Давайте прочитаем письмо, может там есть подсказка? (чтение письма)
«Здравствуйте ребята! Привет вам с Южного полюса!
Я очень надеюсь, что вы мне сможете помочь. Решил написать вам письмо, потому что вы самые умные, смелые и находчивые. Я проживаю в Антарктиде, но у меня нет друзей. Надеюсь на вашу помощь, помогите мне найти друзей! Пингвинёнок Лоло.
- Хотите помочь Лоло?
-А вы сможете?
Актуализация
Дидактические задачи:
1. Актуализировать знание детей о видах транспорта;
2. Закреплять умение детей собирать целую картинку из частей;
3. Тренировать мыслительные операции, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь и коммуникативные качества.
- Для того чтобы помочь пингвинёнку, нужно отправиться в Антарктиду. На чём мы с вами можем добраться до Антарктиды? (Рассматриваем карту мира)
Слайд 1 (Карта мира)
Выслушиваются все ответы детей. Воспитатель подводит детей к тому, что добираться нам придётся на различном транспорте. Сначала мы поедем на поезде. Но прежде чем мы с вами сядем в поезд, нам нужно выполнить задание, которое приготовил нам машинист:
Дидактическая игра «Пингвинье лото»
Детям предлагается по одному доставать из мешочка карточки (бейджики) двух цветов – синие и фиолетовые с вопросами.
- Карточки оставьте у себя, это будет ваш единый билет, который поможет вам добраться до Антарктиды.
Бейджики крепятся на одежду детей.
Отвечают на вопросы.
Вопросы к игре:
1. Где живут пингвины?
2. Чем питаются пингвины?
3. Как пингвины появляются на свет?
4. Пингвины живут поодиночке или стаями?
5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?
6. Для чего пингвину лапы с перепонками?
7. Умеют ли пингвины летать?
8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?
- Молодцы, занимаем места в поезде.
Дети имитируют поездку в поезде.
- Вот мы с вами добрались до берега океана, как же быть дальше?
Слайд 2 (океан)
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель подводит к тому, что на самолёте получится быстрее всего.
- Но пилот тоже приготовил вам задание:
Дидактическая игра «Собери пазлы»
Воспитатель рассказывает, что в самолёте нам нужно занять места согласно билетам, которые имеются у детей. На левом ряду полетят дети, у которых синие билеты, а на правом – у которых фиолетовые. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает конверт с разрезанными картинками, которые им нужно собрать. Воспитатель следит за работой, по мере необходимости помогает.
- Молодцы, самолёт взлетает, и мы пересекаем океан.
Вот мы с вами и добрались до берегов Антарктиды. Посмотрите сколько снега. Слайд 3 (Фото Антарктиды)
Но пингвинёнка Лоло не видно, как же нам до него добраться?
Выслушиваются все ответы детей. Воспитатель подводит к тому, что добраться до пингвинёнка можно только на лыжах.
Дети имитируют ходьбу на лыжах.
Вот мы и добрались до нашего пингвинёнка.
Слайд 4 (Пингвинёнок Лоло)
- Как же можно помочь пингвинёнку Лоло найти друзей?
(Ответы детей)
Подвести детей к тому, что наиболее удачным вариантом помощи будет вылепить из пластилина пинвинят.
- Давайте рассмотрим пингвина и опишем какой он.
Слайд 5 (Фото взрослого пингвина).
(Дети описывают пингвина).
Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для дальнейшей аналитической деятельности;
2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, развивать логическое мышление, речь.
- Пингвины имеют особое строение тела, чтобы легко плавать. Лепить их лучше всего особым способом – из целого куска пластилина, не деля его на части.
- Вы можете показать и рассказать, как это сделать? (Дети предлагают различные способы лепки).
- Все смогли понять, как из целого куска пластилина вылепить тело пингвинёнка? (Не все).
- Как вы думаете, почему вы не смогли понять? (Потому что мы не знаем, как это сделать).
- Что сейчас вам нужно узнать? (Как из целого куска пластилина вылепить тело пингвинёнка).
«Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1. Направить детей на поиск решения проблемной ситуации;
2. Формировать опыт самостоятельного открытия и опыта преодоления затруднения;
3. Фиксация нового способа действия в речи;
4. Тренировать мыслительные операции: логическое мышление, речь, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
- Каким способом мы можем это узнать? (Посмотреть в учебнике, спросить у того, кто знает или придумать самим). Подвести детей к тому, что они должны спросить способ лепки у воспитателя.
Дети спрашивают у воспитателя способ лепки.
- Скульптуры и художники создают свои произведения способом. Такой способ лепки называется скульптурным. Рассмотрите, какие бывают скаульптуры.
Слайд 6,7 (Фото скульптур)
- Посмотрите: я беру кусок чёрного пластилина размером с кулачок, разминаю его, чтобы он меня слушался, был мягким, «послушным», податливым. Представляю пингвина и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части оттягиваю небольшое количество пластилина, приминаю шейку, обозначив голову, затем вытягиваю хвостик, отгибаю его в сторону и приминаю снизу о поверхность стола. Вот наше тело пингвинёнка готово.
Слайд 8 (На экране план работы).
- Давайте повторим план наших действий. (Дети повторяют)
- Начинайте работу.
Дети лепят тело пингвинёнка, воспитатель помогает по мере необходимости.
- А теперь осталось дополнить туловище деталями. Из белого куска пластилина леплю овальную и круглую лепёшки – живот и мордочку. Из чёрного и белого пластилина леплю по 2 треугольника – крылышки, соединяю чёрный с белым попарно, прилепляю к телу чуть сзади. Из жёлтого пластилина вылепливаю клюв, из чёрного – шарики-глазки. Из красного пластилина скатываю колбаску, расплющиваю её концы и, прорезав стекой пальцы, заравниваю их. Прикрепляю лапы снизу к телу.
Дети дополняют фигуру деталями.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка Дидактические задачи
1. Закрепить представления о круге.
2. Тренировать мыслительные операции: логическое мышление, речь, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
В конце деятельности воспитатель предлагает поставить пингвинов на макет льдины и разместить их так, чтобы им не было тесно, и они могли играть.
- Давайте поставим их в один большой круг, как будто они водят хоровод.
- А теперь поставьте их в два маленьких круга так, чтобы количество пингвинов в них было одинаковым.
Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что интересного сделали?
- Кому помогли?
- Как вам это удалось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли слепить друзей пингвинёнку Лоло, потому что знают теперь новый способ лепки – скульптурный