Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Букет сирени»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (Конспект комплексного занятия по нетрадиционной технике рисования – мятой бумагой и формированию представления о сирени)
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Букет сирени»
Основные цели:
1. Сформировать у детей представление о сирени. Научить новому способу получения изображения – с помощью мятой бумаги (способ выполнения рисунка путём прижатия к листу мятой бумаги.)
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Букет сирени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сирень, кустарник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
2. Побуждать детей передавать в рисунке особенности букета сирени, используя впечатления, полученные во время проведения бесед, сюжетных и дидактических игр, слушания музыкального произведения, рассматривания картин и иллюстраций,
3. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю сам (спрошу у того, кто знает.)
4. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать чёткий отпечаток изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на импровизированный бумажный штамп (мятая бумага)
Дидактические материалы:
1. Альбомный лист (размер А 4), краски акварель, баночки с водой
2. Кисть пони №4, листы бумаги 13х13 см
3. Магнитофон, флеш карта с записью музыки
4. Костюм феи
5. Рисунки, сделанные в разных техниках рисования
6. Компьютер
7. Телевизор
8. Презентация Power Point «Алгоритм работы»
9. Стопка книг, сверток, ваза с водой
Предварительная работа:
Беседа о сирени, слушание музыкальных произведений, рассматривание картин, иллюстраций, изображающих букеты сирени, чтение стихотворения «Сирень», и др. литературы.
Краткая аннотация к работе:
Штамп мятой бумагой — способ выполнения рисунка путём прикладывания смятой в комок бумаги к листу. Изображение получается с естественными рваными краями, которые напоминают соцветия сирени. Работа направлена на развитие творческих способностей детей, поиск ими различных средств рисования, в том числе использование мятой бумаги.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель:
-Ребята, здравствуйте! Какое сегодня замечательное утро. Уже наступил май и на дворе весна. Природа просыпается и с каждым днем подносит нам свои сюрпризы и чудеса. Вот и сегодня утром я ощутила новый аромат на улице.
-А вы, ребята, почувствовали аромат?
-Какой он?
-Что это может быть? (Это зацвела сирень)
-А, теперь, ребята, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение С. Рахманинова «Сирень» и попытаться почувствовать, как композитор передал запах сирени и ее красоту.
В середине музыкальной записи раздается стук в дверь. Воспитатель идет открывать дверь и на пороге появляется Фея Цветов.
Фея цветов: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Фея Цветов: Я - фея Цветов из Сиреневого царства. Я была здесь рядом и услышала мою любимую музыку, которая доносилась из вашей группы.
В руках у Феи цветов букет сирени. Но фея грустит.
Воспитатель: Ребята, музыка творит чудеса! Сама Фея Цветов пожаловала к нам в гости, но чем-то она опечалена.
Воспитатель: Фея Цветов, сегодня такое замечательное утро, на улице расцвела сирень, почему Вы грустите?
Фея Цветов: Я уже несколько дней пытаюсь найти ответ, как мне спасти кусты сирени в моем королевстве. Злой волшебник своим заклинанием напустил засуху на них, и теперь они медленно погибают. Что мне делать, я не знаю. Мне надо вернуться в свое королевство и попасть в библиотеку, там хранится очень много древних книг, может быть, там я найду ответ. Но мне одной не справиться.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в королевство цветов и помочь Фее? (да, хотим)
- А сможете? (да)
2. Актуализация знаний.
Игра «Путешествие в Сиреневое королевство»
Дидактические задачи:
1) актуализировать знание детей о техниках нетрадиционного рисования;
2) тренировать мыслительные операции анализа, развивать внимание, речь.
Фея Цветов: Я сейчас произнесу волшебные слова, которые вы должны повторить вместе со мной, что бы оказаться в королевстве.
Воспитатель : Ребята, все готовы к путешествию? Тогда повторяем слова за Феей Цветов.
Фея Цветов:
В королевство попади,
И цветы ты там спаси.
Повернись вокруг себя
Ты закрой, открой глаза.
Дети поворачиваются вокруг себя, закрывают глаза, а потом открывают глаза и
«попадают» в Сиреневое королевство
(звучит мелодия превращения и далее мелодия «пение птиц»).
В это время воспитатель ставит на стол вазу с водой, а в ней букет сирени.
Фея Цветов : Ну вот мы и в королевстве, давайте пройдем в нашу библиотеку.
(Фея подходит к стопке книг, что -то ищет.)
-А вот, нашла! Ребята, вот тот свиток, который поможет спасти сирень.
(Разворачивает большой свиток)
- Ребята, тут какая-то головоломка. Ничего не понимаю, помогите мне, пожалуйста.
Тут написано, что надо правильно определить все предметы, которыми можно рисовать, и тогда появятся самые важные слова, которые помогут снять заклинания злого волшебника.
Дидактическая игра «Угадай, чем рисовал художник»
Воспитатель демонстрирует детям презентацию в Power Point «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение 1)
Слайд №1
• листья, нарисованные отпечатками ватных палочек.
Слайд №2
• Цветы, нарисованные пальцами.
Слайд №3
• Ветка дерева, нарисованная кляксой.
Слайд №4
• Рисование брызгами.
Слайд №5
• Открытка, украшенная штампами.
Фея Цветов: Ребята, чем нарисованы эти рисунки? (ответы детей)
- Ребята, вы назвали все правильно, начинают появляться слова, которыми можно снять заклинание. Сейчас я их прочитаю.
Нарисуй цветы сирени
Но не кистью и не пальцем,
Ты бумагу приложи,
И конечно, не спеши.
Там где ветви и где листья
Можешь взять ты в руки кисти.
Как покажется букет,
Заклинанья больше нет.
Воспитатель :
- Ребята, какие слова вам запомнились из этого старого документа?
(ответы детей)
-Ребята, что нужно сделать, чтобы снять заклинанье? (Если нарисовать ветки и листья кистью, а цветки бумагой, то заклинанье исчезнет).
3. Затруднение в ситуации.
Игра: «Путешествие в Сиреневое королевство» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования – штампом из бумаги;
2) сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализа, развивать логическое мышление, речь.
Фея Цветов : Ребята, какие вы молодцы, помогли мне расшифровать послание. Я так рада,что хочется пуститься в пляс. Давайте я научу вас танцу, который танцуют все люди в нашем королевстве.
Физминутка «Если нравится тебе, то делай так»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, смогли все движения запомнить и быстро повторить, но чтобы помочь Фее Цветов и ее королевству, нужно сделать еще кое-что - нарисовать сирень.
- Мы с вами знаем, как выглядит сирень, как изображали ее художники.
Воспитатель вывешивает на доску наброски и картины художников.
Я предлагаю вам расположиться за столами и тоже нарисовать букет сирени на бумаге.
Начнем с рисования вазы, нужно будет нарисовать вазу, закрасить вазу частично голубой краской. Дальше нарисовать кистью ветви сирени, а потом для того, чтобы нарисовать цветы и снять заклинание нужно приложить бумагу. Бумага на ваших столах. Приступайте к работе.
У детей возникает затруднение.
Воспитатель подводит детей к пониманию, что они не знают как рисовать бумагой.
Воспитатель:
- Смогли вы нарисовать цветы? (нет)
- А почему не смогли? (потому что не знаем, как рисовать)
-Так, значит, чему, вы должны сейчас научиться? (мы должны научиться рисовать бумагой)
4. Открытие нового знания.
Игра: «Путешествие в Сиреневое королевство» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о новом способе рисования – отпечатком сжатой бумаги;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
- А если вы чего-то не знаете, что нужно сделать? (нужно спросить у того, кто знает.)
Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они спросили у неё, как рисовать.
- Спросите у меня. Я знаю.
Дети задают вопрос воспитателю.
Воспитатель: На столе у каждого есть небольшие листы бумаги. Вот они нам и помогут.
- Рисовать вы сегодня будете необычным способом – будем оставлять штамп на бумаге. Штамп необычный – сделан из сжатой бумаги.
Воспитатель показывает презентацию Power Point «Алгоритм», на которой появляются этапы, используется анимация.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм работы.
5. Включение нового знания в систему знаний.
2. Игра «Путешествие в Сиреневое королевство» (окончание).
Дидактические задачи:
1) совершенствовать навыки детей в применении основных приё мов рисования:
2) развивать фантазию, воображение, творческие способности;
3) способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.
Воспитатель: Ребята, перед тем как рисовать цветы, давайте посмотрим на букет и вспомним цветы сирени светлее там, где падает свет. Свет можно показать белой краской. Ребята, можете приступать к работе.
Проводится самостоятельная деятельность детей. Если у ребёнка возникает затруднение, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Когда дети закончили выполнять цветы, воспитатель предлагает дорисовать листья у букета кистью.
Фея Цветов : Молодцы ребята, какие красивые букеты у вас получились, а теперь пора снимать заклинание, повторяйте за мной
Нарисуй цветы сирени
Но не кистью и не пальцем,
Ты бумагу приложи,
И конечно, не спеши.
Там где ветви и где листья
Можешь взять ты в руки кисти.
Как покажется букет,
Заклинанья больше нет.
Звучит мелодия превращения. Раздается пение птиц.
Фея Цветов : Ребята, какие вы молодцы! Спасибо вам, мой сад снова благоухает.
Воспитатель: Ребята, ну а нам пора уже возвращаться в детский сад.
Фея Цветов : До свидания,ребята, до новых встреч.
Дети : До свидания
Воспитатель: Помните, как мы сюда попали? Нужно сделать все наоборот.
-Поворачиваемся теперь в другую сторону и снова закрываем и открываем глаза.
Дети поворачиваются вокруг себя и открывают глаза.
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие.
- Где вы сегодня побывали? Кому помогли?
- Как помогли?
- Какое новое умение позволило вам помочь Фее Цветов спасти ее сад? (Мы научились новому способу получения изображения, используя штамп из сжатой бумаги).
Используемая литература:
1. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред Р. Г. Казаковой, Москва,2005
2. Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва,2012
3. Л. Г. Петерсон, Л. Э. Абдуллина. Семинар-практикум. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании, выпуск 5, Москва
1. Приложение 1
Презентация в программе Power Point (Дидактическая игра «Узнай чем нарисовано»)
2. Приложение 2
Презентация в программе Power Point (Алгоритм рисования бумагой)