Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Букет сирени»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Букет сирени»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : познавательное развитие (Конспект комплексного занятия по нетрадиционной технике рисования – мятой бумагой и формированию представления о сирени)

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Букет сирени»

Основные цели:

1. Сформировать у детей представление о сирени. Научить новому способу получения изображения – с помощью мятой бумаги (способ выполнения рисунка путём прижатия к листу мятой бумаги.)

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Букет сирени“» размещена в разделах

2. Побуждать детей передавать в рисунке особенности букета сирени, используя впечатления, полученные во время проведения бесед, сюжетных и дидактических игр, слушания музыкального произведения, рассматривания картин и иллюстраций,

3. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что – то не знаю, придумаю сам (спрошу у того, кто знает.)

4. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать чёткий отпечаток изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на импровизированный бумажный штамп (мятая бумага)

Дидактические материалы:

1. Альбомный лист (размер А 4), краски акварель, баночки с водой

2. Кисть пони №4, листы бумаги 13х13 см

3. Магнитофон, флеш карта с записью музыки

4. Костюм феи

5. Рисунки, сделанные в разных техниках рисования

6. Компьютер

7. Телевизор

8. Презентация Power Point «Алгоритм работы»

9. Стопка книг, сверток, ваза с водой

Предварительная работа:

Беседа о сирени, слушание музыкальных произведений, рассматривание картин, иллюстраций, изображающих букеты сирени, чтение стихотворения «Сирень», и др. литературы.

Краткая аннотация к работе:

Штамп мятой бумагой — способ выполнения рисунка путём прикладывания смятой в комок бумаги к листу. Изображение получается с естественными рваными краями, которые напоминают соцветия сирени. Работа направлена на развитие творческих способностей детей, поиск ими различных средств рисования, в том числе использование мятой бумаги.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель:

-Ребята, здравствуйте! Какое сегодня замечательное утро. Уже наступил май и на дворе весна. Природа просыпается и с каждым днем подносит нам свои сюрпризы и чудеса. Вот и сегодня утром я ощутила новый аромат на улице.

-А вы, ребята, почувствовали аромат?

-Какой он?

-Что это может быть? (Это зацвела сирень)

-А, теперь, ребята, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение С. Рахманинова «Сирень» и попытаться почувствовать, как композитор передал запах сирени и ее красоту.

В середине музыкальной записи раздается стук в дверь. Воспитатель идет открывать дверь и на пороге появляется Фея Цветов.

Фея цветов: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Фея Цветов: Я - фея Цветов из Сиреневого царства. Я была здесь рядом и услышала мою любимую музыку, которая доносилась из вашей группы.

В руках у Феи цветов букет сирени. Но фея грустит.

Воспитатель: Ребята, музыка творит чудеса! Сама Фея Цветов пожаловала к нам в гости, но чем-то она опечалена.

Воспитатель: Фея Цветов, сегодня такое замечательное утро, на улице расцвела сирень, почему Вы грустите?

Фея Цветов: Я уже несколько дней пытаюсь найти ответ, как мне спасти кусты сирени в моем королевстве. Злой волшебник своим заклинанием напустил засуху на них, и теперь они медленно погибают. Что мне делать, я не знаю. Мне надо вернуться в свое королевство и попасть в библиотеку, там хранится очень много древних книг, может быть, там я найду ответ. Но мне одной не справиться.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в королевство цветов и помочь Фее? (да, хотим)

- А сможете? (да)

2. Актуализация знаний.

Игра «Путешествие в Сиреневое королевство»

Дидактические задачи:

1) актуализировать знание детей о техниках нетрадиционного рисования;

2) тренировать мыслительные операции анализа, развивать внимание, речь.

Фея Цветов: Я сейчас произнесу волшебные слова, которые вы должны повторить вместе со мной, что бы оказаться в королевстве.

Воспитатель : Ребята, все готовы к путешествию? Тогда повторяем слова за Феей Цветов.

Фея Цветов:

В королевство попади,

И цветы ты там спаси.

Повернись вокруг себя

Ты закрой, открой глаза.

Дети поворачиваются вокруг себя, закрывают глаза, а потом открывают глаза и

«попадают» в Сиреневое королевство

(звучит мелодия превращения и далее мелодия «пение птиц»).

В это время воспитатель ставит на стол вазу с водой, а в ней букет сирени.

Фея Цветов : Ну вот мы и в королевстве, давайте пройдем в нашу библиотеку.

(Фея подходит к стопке книг, что -то ищет.)

-А вот, нашла! Ребята, вот тот свиток, который поможет спасти сирень.

(Разворачивает большой свиток)

- Ребята, тут какая-то головоломка. Ничего не понимаю, помогите мне, пожалуйста.

Тут написано, что надо правильно определить все предметы, которыми можно рисовать, и тогда появятся самые важные слова, которые помогут снять заклинания злого волшебника.

Дидактическая игра «Угадай, чем рисовал художник»

Воспитатель демонстрирует детям презентацию в Power Point «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение 1)

Слайд №1

• листья, нарисованные отпечатками ватных палочек.

Слайд №2

• Цветы, нарисованные пальцами.

Слайд №3

• Ветка дерева, нарисованная кляксой.

Слайд №4

• Рисование брызгами.

Слайд №5

• Открытка, украшенная штампами.

Фея Цветов: Ребята, чем нарисованы эти рисунки? (ответы детей)

- Ребята, вы назвали все правильно, начинают появляться слова, которыми можно снять заклинание. Сейчас я их прочитаю.

Нарисуй цветы сирени

Но не кистью и не пальцем,

Ты бумагу приложи,

И конечно, не спеши.

Там где ветви и где листья

Можешь взять ты в руки кисти.

Как покажется букет,

Заклинанья больше нет.

Воспитатель :

- Ребята, какие слова вам запомнились из этого старого документа?

(ответы детей)

-Ребята, что нужно сделать, чтобы снять заклинанье? (Если нарисовать ветки и листья кистью, а цветки бумагой, то заклинанье исчезнет).

3. Затруднение в ситуации.

Игра: «Путешествие в Сиреневое королевство» (продолжение)

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования – штампом из бумаги;

2) сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализа, развивать логическое мышление, речь.

Фея Цветов : Ребята, какие вы молодцы, помогли мне расшифровать послание. Я так рада,что хочется пуститься в пляс. Давайте я научу вас танцу, который танцуют все люди в нашем королевстве.

Физминутка «Если нравится тебе, то делай так»

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, смогли все движения запомнить и быстро повторить, но чтобы помочь Фее Цветов и ее королевству, нужно сделать еще кое-что - нарисовать сирень.

- Мы с вами знаем, как выглядит сирень, как изображали ее художники.

Воспитатель вывешивает на доску наброски и картины художников.

Я предлагаю вам расположиться за столами и тоже нарисовать букет сирени на бумаге.

Начнем с рисования вазы, нужно будет нарисовать вазу, закрасить вазу частично голубой краской. Дальше нарисовать кистью ветви сирени, а потом для того, чтобы нарисовать цветы и снять заклинание нужно приложить бумагу. Бумага на ваших столах. Приступайте к работе.

У детей возникает затруднение.

Воспитатель подводит детей к пониманию, что они не знают как рисовать бумагой.

Воспитатель:

- Смогли вы нарисовать цветы? (нет)

- А почему не смогли? (потому что не знаем, как рисовать)

-Так, значит, чему, вы должны сейчас научиться? (мы должны научиться рисовать бумагой)

4. Открытие нового знания.

Игра: «Путешествие в Сиреневое королевство» (продолжение)

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о новом способе рисования – отпечатком сжатой бумаги;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

- А если вы чего-то не знаете, что нужно сделать? (нужно спросить у того, кто знает.)

Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они спросили у неё, как рисовать.

- Спросите у меня. Я знаю.

Дети задают вопрос воспитателю.

Воспитатель: На столе у каждого есть небольшие листы бумаги. Вот они нам и помогут.

- Рисовать вы сегодня будете необычным способом – будем оставлять штамп на бумаге. Штамп необычный – сделан из сжатой бумаги.

Воспитатель показывает презентацию Power Point «Алгоритм», на которой появляются этапы, используется анимация.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм работы.

5. Включение нового знания в систему знаний.

2. Игра «Путешествие в Сиреневое королевство» (окончание).

Дидактические задачи:

1) совершенствовать навыки детей в применении основных приё мов рисования:

2) развивать фантазию, воображение, творческие способности;

3) способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.

Воспитатель: Ребята, перед тем как рисовать цветы, давайте посмотрим на букет и вспомним цветы сирени светлее там, где падает свет. Свет можно показать белой краской. Ребята, можете приступать к работе.

Проводится самостоятельная деятельность детей. Если у ребёнка возникает затруднение, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Когда дети закончили выполнять цветы, воспитатель предлагает дорисовать листья у букета кистью.

Фея Цветов : Молодцы ребята, какие красивые букеты у вас получились, а теперь пора снимать заклинание, повторяйте за мной

Нарисуй цветы сирени

Но не кистью и не пальцем,

Ты бумагу приложи,

И конечно, не спеши.

Там где ветви и где листья

Можешь взять ты в руки кисти.

Как покажется букет,

Заклинанья больше нет.

Звучит мелодия превращения. Раздается пение птиц.

Фея Цветов : Ребята, какие вы молодцы! Спасибо вам, мой сад снова благоухает.

Воспитатель: Ребята, ну а нам пора уже возвращаться в детский сад.

Фея Цветов : До свидания,ребята, до новых встреч.

Дети : До свидания

Воспитатель: Помните, как мы сюда попали? Нужно сделать все наоборот.

-Поворачиваемся теперь в другую сторону и снова закрываем и открываем глаза.

Дети поворачиваются вокруг себя и открывают глаза.

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие.

- Где вы сегодня побывали? Кому помогли?

- Как помогли?

- Какое новое умение позволило вам помочь Фее Цветов спасти ее сад? (Мы научились новому способу получения изображения, используя штамп из сжатой бумаги).

Используемая литература:

1. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред Р. Г. Казаковой, Москва,2005

2. Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва,2012

3. Л. Г. Петерсон, Л. Э. Абдуллина. Семинар-практикум. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании, выпуск 5, Москва

1. Приложение 1

Презентация в программе Power Point (Дидактическая игра «Узнай чем нарисовано»)

2. Приложение 2

Презентация в программе Power Point (Алгоритм рисования бумагой)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Кто как поет?» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: КТО КАК ПОЕТ? Основные цели: формировать восприятие и воспроизведение.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Букет сирени»
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 17:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Букет сирени»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД