Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Зимние развлечения» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тема: Зимние развлечения
Основные цели: создать условия, способствующие развитию познавательной активности детей, закрепить знания детей о свойствах снега; активизировать и обогащать словарный запас детей прилагательными: холодная, снежная, морозная; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Зимние развлечения“ по познавательному развитию» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Дидактические материалы: игрушка Незнайка, слайды к заданиям «Выбери картинку», слайды «Летние пейзажи» и «Зимние пейзажи», слайды «Летние и зимние развлечения», музыкальный материал.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация «Летние и зимние пейзажи», презентация «Летние и зимние развлечения», поднос со снегом, кукла «Незнайка»
Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в форме развивающей ситуации с детьми – оказание помощи другу Незнайке (технология «Ситуация»). Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Работа с детьми организована как увлекательная игра. Для повышения активности детей использовала игровые приемы, разгадывание загадок, экспериментирование, физкультминутку, дидактические игры и пр. Применила разнообразные формы организации детей (работа подгруппами, индивидуальная и фронтальная работа детей). В образовательной ситуации использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие темы. Предусмотрела в конце для фиксации достижения «детской» цели вопросы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Ребята! Лето, это так хорошо! А почему, давайте вспомним.
- Какая была погода летом?
В какие игры вы любите играть летом?
А сейчас какое время года?
Ребята, (обращаю внимание на куклу) Незнайка живет в Цветочном городе, где всегда лето. Он никогда не видел зимы. Расскажем Незнайке о зиме и зимних развлечениях?
2. Актуализация.
2.1. Игра: «Какими словами можно рассказать о зиме?»
Дидактические задачи: активизировать и обогащать словарный запас детей
прилагательными: холодная, снежная, морозная; существительными: снегопад.
-Зимой холодно. Значит, какая зима? (Холодная).
-Зимой много снега. Значит, зима, какая? (Снежная).
-Если зимой стоят морозы, то зима, какая? (Морозная).
-Как называется явление природы, когда на землю падает много – много снежинок? (Снегопад).
2.2. Игра: «Выбери картинку»
Дидактические задачи: продолжить обогащать словарь детей новыми словами. Развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление.
Ребята, внимательно посмотрите на экран, выберите картинку, которая относится к зиме, подойдите по очереди к доске и нажмите на выбранную вами картинку. Расскажите, в какие игры можно играть зимой.
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Игра «Без чего зимы не бывает?»
Дидактические задачи:
1. создать мотивационную ситуацию для упражнения;
2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Дети стоят около стола.
Воспитатель спрашивает: без чего зимы не бывает?
Ответы детей: без снега.
Правильно, без снега. Придумайте про снег свою загадку.
Дети предлагают свои варианты. Выслушиваю все.
Ой, ребята, мы с вами не сумели составить загадку.
А почему как вы думаете? (потому, что не знаем свойства снега).
Физкультминутка:
Рано утром в парк ходили, (ходьба на месте)
Там снеговика лепили (махи руками)
А потом с горы катились, (волнообразные движения руками)
Веселились и резвились (прыжки)
В Таню кинули снежком, (произвольные движения)
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)
Побежим скорей домой! (возвращаемся на места)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра: «Без чего не бывает зимы?»
Дидактические задачи:
1. закреплять представления о признаках зимы, свойствах снега.
2. развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление.
3. развивать образность, эмоциональность речи, формировать умение детей использовать сравнения, обогащать и активизировать словарь, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, совершенствовать умения высказываться логично и связно, умение анализировать и делать выводы.
4. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить того, кто знает».
Дети подходят к столу, на котором стоит поднос со снегом. Воспитатель предлагает детям потрогать снег.
Какой снег если его возьмёшь в руку? (Холодный.)
Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лёд, мороженое.)
Какой снег на ощупь? (Мягкий.)
Как что? (Как вата.)
Какой по цвету? (Белый.)
Как что? (Как сахар.)
Какой по весу? (Лёгкий.)
Как что? (Как пух.)
А теперь посмотрим, получилась ли у нас загадка:
Холодный, но не лёд, белый, но не сахар,
Лёгкий, но не пух, мягкий, но не вата.
Что это такое? (Снег.)
Молодцы, ребята! Чтобы придумать загадку, вам необходимо было вспомнить свойства снега.
Благодаря вам Незнайка узнал, что такое снег.
5. Включение нового знания.
5.1. Игра «Придумай рассказ по картинке о снеге».
Дидактические задачи: формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с прилагательным. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
Ребенок подходит к интерактивной доске выбирает картинку с зимними пейзажами и придумывает небольшой рассказ.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя. А теперь ребята вы можете составить загадку о снеге?
А почему? (потому, что узнали свойства снега)
Что нового вы сегодня узнали?
Кому смогли помочь?
Вы придумали очень интересные истории, вспомнили свойства снега и помогли Незнайке узнать, что такое зима и зимние развлечения.
Комментарии к сценарию.
Используемая литература:
• Петерсон Л. Г. Лыкова И. А. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий»
• М. А. Фисенко ДОУ. ОБЖ. Серия: Детский сад Издательство: Корифей (2008 г.) Мягкая обложка, 96 стр.
Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л. Г. Петерсон, образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».