Анжелла Шепенева
Образовательная ситуация «Я и моё имя» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника.
Задачи:
Развивающие:
развивать познавательный интерес;
развивать речь, мышление, воображение;
развивать творческие способности.
Образовательные :
Упражнять в использовании коротких и полных имен детей;
Познакомить с новой игрой «Паровозик имён»;
Расширять представления детей о именах людей, их происхождении и использовании.
Публикация «Образовательная ситуация „Я и моё имя“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитательные:
закреплять навыки социального поведения;
воспитывать положительное отношение к своему имени и к именам сверстников.
Ход мероприятия.
1. Мотивационный момент.
Педагог-психолог:
Добрый день, ребята, хотите, мы сегодня с вами поздороваемся необычным способом? (ответы детей). Предлагаю вам взять друг друга за руки и сказать тихо-тихо «Добрый день». (дети выполняют) А теперь погромче, а ещё громче, теперь так громко, как только можете! (дети выполняют)
2. Основная часть.
Педагог-психолог:
Вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Тогда слушайте:
«…Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть:
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать…»
Что это?
(ответы детей, педагог подводит к отгадке – имя человека).
Кто помнит, как меня зовут? (ответы детей). Хотите, расскажу, почему меня так назвали? (ответы детей). (рассказ педагога). А вы знаете, почему вас так назвали, кто вам выбрал имя? (ответы детей).
У каждого человека есть своё имя, этим именем вас называют ваши родители и друзья, оно сопровождает вас всю вашу жизнь. А сколько в мире имён? 100, 1000, 1 миллион… имён 4 миллиарда! И это не удивительно, ведь у каждого народа свои имена. Бывало, что детей называли в честь животных – Волк, Зяблик, Лютик. У некоторых народов и племён были имена, которые говорили о характере человека: Ястребиный глаз, Большой змей, Быстрый олень. Иные имена были и на Руси: Ждан (жданный ребёнок, Неждан (нежданный ребёнок, Старшой, Малуша… Считается, что каждое имя награждает человека разными отличительными чертами характера. Например, Ксения – гостеприимная, Ирина – мирная, Максим – великий, Юлия – пушистая, Галина – светлая, тихая и т. д.
В моей копилочке есть чудесная игра «Паровозик имен» Хотите я вас научу играть в эту игру? (ответы детей).
Игра «Паровозик Имён» Паровозик у нас будет необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя, а мы все будем его поддерживать, так же хлопать и проговаривать его имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» - и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.) Понравилась вам игра? (ответы детей).
Как вы думаете, имена могут вырастать? (ответы детей). Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое (например, Настя, Женя). Это неполное имя. Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным (например, Анастасия, Евгений). А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. Вспомните, как зовут ваших пап. У нас, на нашей родине, то есть Отечестве, принято к своему имени добавлять имя папы, отца. Раз отец – значит отчество – отечество. Имя папы дополняется частичкой («-овна», («-евна», («-ович», («-евич»). Вот так: если папу зовут Николай, то ребенок получает отчество Николаевна или Николаевич. Какое у вас будет полное имя-отчество? (ответы детей).
Закройте глаза, представьте себе, что вы уже выросли, стали большие, взрослые и успешные люди, у вас есть семьи, свой дом и работа. Представьте себе, кем вы будете? Чем занимаетесь? Откройте глаза, поделитесь, кто – кем себя представил? (ответы детей).
Я предлагаю вам поиграть во «взрослую жизнь». Вы по очереди встаёте, представляетесь, как вас зовут, и кто вы по профессии, а ребята задают вам вопросы, обязательно называя по имени и отчеству. (дети выполняют упражнение) Трудно ли было изображать взрослого человека? (ответы детей).
Ребята, как вы думаете, а имена у вас красивые? (ответы детей). Хотите сделать их ещё красивее? (ответы детей). Вот заготовки, на которых написаны ваши имена, присаживайтесь за столы, выбирайте изобразительные средства и можете украшать свои имена, как вам понравится. Кто умеет писать свое имя, может написать его самостоятельно.
Дети украшают имена.
Замечательные имена получились у вас, ребята. Время нашей встречи подходит к концу.
3. Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей). Что понравилось на занятии? (ответы детей). Что вызвало затруднение? (ответы детей). Что интересного для себя узнали? (ответы детей). Кому вы можете рассказать о сегодняшней встрече? (ответы детей). Мне было интересно с вами заниматься, вы красиво украсили свои имена, дружно играли в игру «Паровозик имён» и были очень представительными и серьёзными, когда превратились во взрослых людей. До свидания.