Ирина Кузнецова
Образовательная ситуация для второй младшей группы «Выше, Ниже»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) уточнить представления о пространственных отношениях «выше» – «ниже», формировать представление о сравнении предметов по высоте;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закреплять счет в пределах двух, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Публикация «Образовательная ситуация для второй младшей группы „Выше, Ниже“» размещена в разделах
Воспитатель собирает детей около себя.
– Видели ли вы, как строят дома?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что после окончания строительства начинается благоустройство территории вокруг построенного дома: убирается строительный мусор, делаются места для парковки машин, сооружается детская площадка, сажается трава, цветы, деревья.
Воспитатель говорит, что возле одного нового дома его жители решили посадить елочку.
– Хотите выбрать елку для жителей нового дома?
– Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение правильно выделять, называть свойства предметов, использование в речи слов «высокий», «низкий»;
2) тренировать умение считать в пределах 2.
Дети подходят к доске, в разных местах которой расположены 2 елки разной высоты. Низкая елочка расположена выше высокой. Внизу, где стоит высокая елочка, выложен неровный рельеф уровня земли.
Воспитатель рассказывает, что к новому дому привезли такие елки.
– Сколько елок привезли? (Две.)
– Одинаковые или разные елки привезли к дому? (Разные.)
– Чем отличались елки?
Как правило, дети говорят, что «эта елка маленькая, а эта – большая». Воспитатель соглашается и уточняет, что одна елка низкая, другая – высокая, то есть елки отличаются по высоте.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для сравнения предметов по высоте;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Жители дома хотят посадить возле него высокую елку.
– Какая елка выше?
Как правило, дети верно указывают на высокую елку, воспитатель высказывает сомнение.
– Смогли ли мы с вами договориться? (Нет.)
– Как вы думаете, почему?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли договориться, потому что не умеем сравнивать предметы по высоте.
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
1) формировать представление о сравнении предметов по высоте;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
– Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, какая елка выше?
Если дети предложат поставить елки рядом, воспитатель ставит елки на неровный рельеф уровня земли, выложенный на доске так, чтобы низкая елка стояла на самом высоком месте, и елки получались бы одинаковой высоты.
– Можно ли так определить, какая елка выше? (Нет.)
Чтобы проиллюстрировать полученный вывод, можно поставить на стул самого низкого ребенка в группе рядом с самым высоким так, чтобы маленький оказался выше большого.
– Как надо поставить елки, чтобы определить, какая из них выше?
Дети должны догадаться, что елки надо поставить рядом на ровную поверхность. Воспитатель ставит елки рядом на ровную поверхность.
– Какая елка выше?
Дети показывают на елку.
Воспитатель соглашается с детьми, хвалит их и проговаривает вывод: чтобы сравнить предметы по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закреплять умение сравнивать предметы по высоте, развивать коммуникативные навыки.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что дети из нового дома вышли на детскую площадку и решили поиграть.
– Хотите поиграть вместе с ними?
Воспитатель предлагает детям встать в пары и определить, кто в паре выше, а кто – ниже.
Воспитатель может сам организовать пары так, что один в паре будет явно выше другого. Сделать это можно следующим образом :
– Саша, встань в пару с девочкой, у которой на кармашке нарисован зайчик.
– Маша встань в пару с мальчиком, у которого клетчатая рубашка. И т. д.
– Как вы будете меряться ростом?
Воспитатель помогает детям рассказать, что им нужно встать рядом друг с другом на полу.
Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания они должны проговорить результат, например: «Я выше Саши» или «Саша ниже меня».
Часть 2
Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по высоте, считать до двух.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что в любом доме есть пожилые люди, которым нелегко ходить. Для того, чтобы они могли бывать на свежем воздухе, около подъездов ставят лавочки.
– Хотите сделать лавочки для пожилых людей?
– Сможете?
Дети по 3 человека подходят к столам, на которых находятся сделанные из кубиков ЛЕГО столбики. На каждом столе должно быть 6 столбиков, парных по высоте, например, 2 столбика сделаны из пяти кубиков, 2 – из четырех и 2 – из трех. Кубики в столбиках нужно соединить скотчем. Кубики стоят вперемешку.
Воспитатель говорит детям, что это – ножки для лавочек.
– Сколько ножек на столе? (Много.)
Воспитатель показывает детям готовую лавочку.
– Сколько ножек нужно для одной лавочки? (Две.)
– Одинаковой или разной высоты должны быть ножки у одной лавочки? (Одинаковой.)
– Выберите 2 ножки одинаковой высоты.
Задание проверяется у каждого ребенка. Затем воспитатель дает детям полоски картона – сиденья, и дети заканчивают сооружение лавочек.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
– Кому вы сегодня помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь жителям нового дома выбрать елочку, построили лавочки для пожилых людей, потому что научились сравнивать предметы по высоте.