Анна Любивая
Образовательная программа ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
В содержании Программы, обеспечивающей полноценное развитие личности детей, определены направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Образовательная программа ДОУ» размещена в разделах
2.1.1. Образовательная область «Физическое развитие» включает:
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»
Анферова В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. М. : ТЦ Сфера 2012
Бондаренко Т. М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ. Воронеж: И. П. Лакоценина Н. А. 2012
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера 2011
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера 2011
Авт. -сост. Подольская Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград: Издательство «Учитель» 2011
2.1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-синтез 2014.
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет М. : Мозаика-синтез 2012.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа. Волгоград: Учитель 2011.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Практическая энциклопедия дошкольного работника (компакт-диск) М. : Мозаика-синтез, 2015.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера. 2011.
2.1.3. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2014.
Буре Р. С. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2012.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера, 2011.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера. 2011.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Метод. пособие, М. : ТЦ Сфера, 2011.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2015.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой во второй младшей группе детского сада. Практическая энциклопедия дошкольного работника (компакт-диск). М. : Мозаика-синтез, 2015.
Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами : Для занятий с детьми 2-4 лет. М. : Мозаика-синтез, 2014.
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работа по сказке. М. : Мозаика-синтез, 2013.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений :
С. Н. Николаева, Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. :Мозаика-синтез, 2012.
С. Н. Николаева, Юный эколог. Система экологического воспитания дошкольников. М. :Мозаика-синтез, 2012.
2.1.4. Образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методическое обеспечение образовательной области
«Речевое развитие»
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2014.
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2012.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера, 2011.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера. 2011.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Метод. пособие, М. : ТЦ Сфера, 2011.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2015.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой во второй младшей группе детского сада. Практическая энциклопедия дошкольного работника (компакт-диск). М. : Мозаика-синтез, 2015.
Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами : Для занятий с детьми 2-4 лет. М. : Мозаика-синтез, 2014.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений :
С. Н. Николаева, Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. :Мозаика-синтез, 2012.
С. Н. Николаева, Юный эколог. Система экологического воспитания дошкольников. М. :Мозаика-синтез, 2012.
Интеграция образовательных областей в процессе познавательно-речевого развития детей представлены в Приложении 4.
Средства, методы и формы познавательно-речевого развития представлены в Приложении 5.
2.1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно - эстетическое развитие»
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера, 2011.
Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Метод. пособие М. : ТЦ Сфера. 2011.
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа. Волгоград: Учитель. 2011.
Т. С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду. Практическая энциклопедия дошкольного работника (компакт-диск, М. : Мозаика-синтез, 2015.
Авт. -сост. Н. В. Лободина, Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа. Волгоград: Учитель, 2011.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Формы, способы, методы и средства реализации программы подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности.
Виды детской деятельности связанные с реализацией программы
Игра и другие виды деятельности.
Речевая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Трудовая.
Музыкально-художественная.
Коммуникативная.
Современные методики и технологии в работе с детьми
Социально-коммуникативное - тренинговые упражнения.
Познавательное - опытно-экспериментальная технология, метод проектов, личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, ИКТ технологии, игровые технологии.
Речевое - ИКТ технологии, мнемотехника, логоритмика.
Художественно-эстетическое - художественное экспериментирование, здоровьеразвивающие технологии: элементы музыкотерапии, танцетерапии, сказкатерапии.
Физическое - Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии, физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
2.3. Описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребёнка. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с окружающими и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребёнка. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.
Реализация образовательного процесса через образовательную деятельность и культурные практики.
Зздоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные специальные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования образовательного пространства.
Организация культурных практик
Совместная игра воспитателя и детей - Сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта - носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Исследовательская лаборатория -
Творческая мастерская - предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.
Результат работы в творческой мастерской - выставка детского творчества.
Музыкально-литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - Вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность - носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
2.4. Описание способов и направлений поддержки детской инициативы.
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).
Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, если взрослые создают для этого условия.
Для формирования детской самостоятельности педагоги нашего детского сада выстраивают образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
- учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
- изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
- быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагоги регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:
- при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
- совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
- предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
- планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
- оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности детей
Среда МБДОУ «Ойский детский сад» вариативна, состоит из различных зон развития:
- экологическая комната;
- мини-музей «Русская изба»;
- историческая зона «70 лет Великой Победе»
- «Уголок безопасности».
Создание условий для развития детской инициативы
и самостоятельности
Вид деятельности – игра.
Деятельность педагога - создавать в течение дня условия
для свободной игры детей; определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер;
- устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.
Особенности организации предметно-пространственной среды - игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым.
Вид деятельности - познавательная деятельность.
Деятельность педагога - регулярно предлагать детям открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; позволять детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; организовывать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; строить обсуждение с учётом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; помочь детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; помочь организовать дискуссию; предложить дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Особенности организации предметно-пространственной среды - среда должна быть насыщенной, предоставлять ребёнку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Вид деятельности – проектная деятельность.
Деятельность педагога – создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы; поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения; помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла; в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта; помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Особенности организации предметно-пространственной среды – стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Вид деятельности - самовыражение средствами искусства
Деятельность педагога – планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения; создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками; поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств; организовывать мероприятия, выставки, на которых дошкольники могут представлять свои произведения для детей разных групп и родителей.
Особенности организации предметно-пространственной среды - образовательная среда
должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актёрским мастерством, танцем, различными видами ремёсел, поделками по дереву, из глины и пр.
Вид деятельности - физическое развитие.
Деятельность педагога – ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
обучать детей правилам безопасности; создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Особенности организации предметно-пространственной среды - среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности (Приложение № 6).
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Сотрудничество с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, Система работы с семьёй
МБДОУ «Ойский детский сад»экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьёй по образовательным областям представлено в
Информация о родительском клубе представлена в Приложении № 8.
Методическое обеспечение работы с родителями
Иванова Т. Е. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2012.
Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2013.
Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. М. : ВАКО, 2014.
2.6. Иные характеристики содержания Программы
Преемственность детского сада и школы
Аспекты взаимодействия между учреждениями:
Административный - Общее родительское собрание в подготовительной группе.
Информация ДОУ по выпускникам.
Методический - Взаимопосещения открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе.
- Встречи воспитателей выпускной группы ДОУ с учителем 1-го класса
- Ознакомление воспитателей выпускной группы с уровнем адаптации
первоклассников.
- Ежегодный семинар-практикум «Преемственность в обучении детей в
ДОУ и школе».
Оздоровительный - Мониторинг здоровья выпускников ДОУ.
- Совместные спортивные праздники: «Весёлая лыжня», «Летние
эстафеты».
- Совместные походы.
Досуговый - Экскурсии детей подготовительной группы в школу.
- Совместные праздники, вечера развлечений.
План работы по преемственности МБДОУ «Ойский детский сад» и Ойская СОШ (Приложение №9).
Взаимодействие МБДОУ «Ойский детский сад» с социумом
Информационно-методический центр - Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации образовательного процесса в детском саду, формировании здоровьесберегающего пространства ДОУ, взаимодействии с семьями воспитанников. Создание условий для активизации творческого потенциала педагогов средствами методической работы.
Детско-юношеская спортивная школа - Подготовка и реализация спортивных мероприятий. Проведение ознакомительных экскурсий. Консультативная помощь в физическом развитии детей. Рекомендации воспитанникам о приёме в спортивные секции по различным направлениям. Помощь в организации деятельности мини-музея.
Детская поликлиника - Проведение комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости. Проведение профилактических медицинских осмотров детей.
Оказание лечебно-профилактической помощи. Информирование педагогического коллектива о состоянии здоровья детей и оздоровительных мероприятиях по снижению заболеваемости Составление рекомендаций, назначений по оздоровлению и медико-педагогической коррекции детей после медосмотров, контроль за их выполнением.