Евгения Хомченко
Дополнительная образовательная программа «Здоровячок» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа «Здоровячок»
(для детей 4-5 лет)
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Хомченко Евгения Алексеевна
Воспитатель МБДОУ 30
Ленинск-Кузнецкий
2016
Содержание
Пояснительная записка 3
Концепция программы 4
Новизна программы 5
Особенности программы 5
Цели и задачи программы 5
Принципы построения программы 6
Принципы взаимодействия с детьми 6
Срок реализации программы 7
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Здоровячок“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Методическое обеспечение 7
Результативность программы 7
Требования к результатам освоения и способы проверки усвоения содержания программы 7
Структура занятий 7
Инвентарь и оборудование, используемое на занятиях 8
Учебно-тематический план 9
Содержание программы 10
Список литературы 14
Приложение 15
Пояснительная записка
“ Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В. А. Сухомлинский
“Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто” - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №30 Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.
Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальна сегодня.
В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные ребёнка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни.
Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т. к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Ни для кого не секрет, что современные дошкольники – это в основном частоболеющие дети, с ослабленным иммунитетом.
В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида. Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровячок».
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ : не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать валеологический подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Программа направлена на формирование у ребенка дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Новизна программы : Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей детского сада. Для реализации данной программы подобраны различные формы и методы.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.
• Словесные – объяснение;
• Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
• Поисковые – поиск новых идей, материалов;
• Креативные – творческий подход.
Особенности программы :
• Рассматривается под оздоровительным аспектом.
• Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
• Занятия построены с учетом возрастных особенностей детей (Приложение 1).
• Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Цели и задачи программы :
Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• формирование привычки к здоровому образу жизни;
• формирование двигательных навыков и умений;
• развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
• развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
• формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
• развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
• воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Принципы построения программы :
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
• сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
• постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
• исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
• сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
• каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
• Традиционные
• Игровые
• Занятия – путешествия
• Познавательные
Срок реализации программы – 1 год :
- 1 раз в неделю
- время проведения – 20 минут
- в месяц – 4 занятия – 1 час 20 минут
- возраст детей – 4-5 лет
Методическое обеспечение: картотеки подвижных и малоподвижных игр, подборка дыхательных упражнений, комплексы ОРУ и самомассажа, комплексы упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки, картотека пальчиковой гимнастики, упражнения для релаксации.
Результативность программы :
- Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.
- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
- Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.
Требования к результатам освоения и способы проверки усвоения содержания программы (Приложение 2).
Структура занятий
1. Подготовительная часть (разные виды ходьбы) – (Приложение 3).
2. Основная часть (ОРУ, дыхательное упражнение, упражнение для профилактики плоскостопия, упражнение на формирование осанки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) – (Приложения 4-9).
3. Заключительная часть (малоподвижная игра, релаксация) – (Приложение 10-11).
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие оздоровительные мероприятия :
• Закаливание воздухом
• Босохождение (вначале в носочках, затем босиком)
• Дорожки здоровья (массаж БАТ)
• Упражнения для профилактики плоскостопия
• Упражнения для профилактики нарушений осанки
• Пальчиковый гимнастика.
• Ушной массаж (интеллектуальный массаж)
• Дыхательная гимнастика
• Упражнения носовой дыхательной гимнастики
• Звуковая терапия
• Коммуникативные игры
• Релаксационные упражнения
• Различные виды игр
• Занимательные разминки
Инвентарь и оборудование, используемое на занятиях:
1. Гимнастические скамейки;
2. Стульчики;
3. Гимнастическая стенка;
4. Наклонная доска;
5. Мячи;
5. Гимнастические палки;
6. Плоские кольца;
7. Обручи;
8. Утяжеленные мячи;
9. Скакалки;
10. Мешочки с песком;
11. Гантельки;
12. Фитболы;
13. Кегли;
14. Большие и малые кубы;
15. Дуги;
16. Бревно;
17. Мячики-ежики;
18. Массажные дорожки и коврики;
19. Гимнастические маты;
20. Зеркало;
21. Нестандартное оборудование: платочки, пластиковые «Скорлупки» от киндер-сюрпризов, резиновые жгутики
Учебно-тематический план
№
п/п Месяц Неделя Тема Количество часов Всего часов
теория практика
1 сентябрь 1-2 «Мотыльки» 2 0,5 1,5
2 сентябрь 3-4 «Поможем Лунтику» 2 0,5 1,5
3 октябрь 1-2 «Солнечные лучики» 2 0,5 1,5
4 октябрь 3-4 «Гномы в лесу» 2 0,5 1,5
5 ноябрь 1-2 «Смешарики» 2 0,5 1,5
6 ноябрь 3-4 «Путешествие в страну изумрудного города» 2 0,5 1,5
7 декабрь 1-2 «Буратино в сказочной стране» 2 0,5 1,5
8 декабрь 3-4 «Незнайка в гостях у зимы» 2 0,5 1,5
9 январь 2-3 «Веселые мячики» 2 0,5 1,5
10 январь 4 «В гости к белкам» 1 0,25 0,75
11 февраль 1-2 «Лесовички» 2 0,5 1,5
12 февраль 3-4 «Вини Пух в гостях у кролика» 2 0,5 1,5
13 март 1-2 «Пчелка Лили в цветочном городе» 2 0,5 1,5
14 март 3-4 «Цветик-семицветик» 2 0,5 1,5
15 апрель 1-2 «Медвежата» 2 0,5 1,5
16 апрель 3-4 «Кузя и Лили в гостях у ребят» 2 0,5 1,5
17 май 2-3 «Весенний дождик» 2 0,5 1,5
18 май 4 «Солнышко» 1 0,25 0,75
9 месяцев 34 занятия 34 часа 8,5 25,5
Список литературы:
1. Алямовская В. Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]
2. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]
3. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 6 лет. М, 2008.
4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
5. Горькова Л. Г. Занятие физической культурой в ДОУ. - М. : 5 за знания 2005.-112с. - (Методическая библиотека)
6. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
7. Железняк Н. Ч., Желобкович Е. Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. М, 2009.
8. Киреева Л. Г. Организация предметно развивающей среды: - из опыта работы / авт. - сот. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009.-143с.
9. Кондратьева Н. Л Физическая культура и здоровье дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
10. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. М:, 1997.
11. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. - АЙРИС ПРЕСС Москва 2007.
12. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
14. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М,2009.
15. Растить детей здоровыми [Текст]. : практическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 – 76с.
16. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
17. Силантьева С. В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей. СПб, 2012
18. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
19. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников 3 – 5 лет. М, 2003.