Папки-передвижки

Образовательная программа «Ознакомление с родным селом»

ольга Стурова
Образовательная программа «Ознакомление с родным селом»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Ознакомление с родным селом».

(формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений по патриотическому воспитанию).

Программа ориентирована на детей 5-7 лет.

Срок реализации 1 год.

Разработала : Стурова О. В.

Воспитатель I-квалификационной категории.

Рыбинка 2016 г.

Пояснительная записка

Публикация «Образовательная программа „Ознакомление с родным селом“» размещена в разделах

В дошкольном учреждении одна из основных задач- нравственно-патриотическое воспитание, поскольку любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно из жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но их родителями, близкими, сотрудниками детского сада. Любой уголок нашей страны неповторим.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким ему людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще не осознаны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, по всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития ребенка.

Поэтому вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально. Проанализировав работу по краеведению, я сделала вывод, что систематическая работа по ознакомлению с родным краем проводится только в старших группах. Также были проанализированы все имеющиеся наработки по данной теме – это опыт моей работы и педагогов (проекты с детьми, факультативный программы с детьми начальной школы).

Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, с родным краем, родными местами; способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Тип программы : образовательная.

Образовательная область : познавательная.

Формы реализации программы : подгрупповая, фронтальная. В рамках организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.

Продолжительность реализации: 1 год.

Может сочетаться дополнительно с любой программой воспитания и обучения дошкольников.

Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем, в котором мы живем.

Задачи:

1. Углубить и уточнить представление о Родине через знакомство с родным краем. Развитие интереса к событиям, происходящим в селе, воспитывать чувство гордости за свою страну, область, село.

2. Расширить представление о селе, истории его возникновения.

3. Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется селом, его характерные особенности, знакомство с флагом, гербом Рыбинки.

4. Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы Волгоградской области от условий жизни.

5. Формировать знание о коренном населении (русские, их образе жизни, традициях.

6. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

7. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять своё село, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота родного края зависит от нас самих.

_ Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о родном крае, климатических условиях, коренном населении, проживающих в нашем селе.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Месяц Тема Задача Примерное содержание работы Совместная деятельность с детьми

Сентябрь Знакомство с селом – своей маленькой Родиной. Дать первоначальные представления о названии села, его улиц, историей возникновения села.

Поставленная задача реализуется в различных видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми, в продуктивной деятельности. Познакомить с историей возникновения Рыбинки, современным названием улиц и тем, как улицы назывались раньше. Организация и проведение фотовыставки «Полюбуйтесь-ка, друзья, это улица моя!» НОД

1. Беседа «История возникновения села»

2. Беседа «Старые и новые названия улиц». Рассматривание рисунков старые улицы села А. Полюдовой, А. Вершковой.

3. Рассматривание фотографий, принесенных детьми сделанных вместе с родителями.

Продуктивная деятельность:

Организация и проведение фотовыставки «Полюбуйтесь-ка, друзья, эта улица моя!»

Октябрь Флаг и герб села. Познакомить детей с символами села: флагом и гербом села.

Поставленная задача реализуется в различных видах деятельности: на занятиях, совместной деятельности с детьми (беседы, продуктивной деятельности.

Познакомить с гербом и флагом села Рыбинка, их описанием. Познакомить с песнями о селе Рыбинка.

Коллективная аппликация «Флаг села».

Совместная деятельность с родителями «Изготовление герба своей семьи».

Выставка «Наш семейный герб» Беседа «Флаг и герб села Рыбинки и их описание».

Слушание стихотворений и песен О. А. Догадовой «Рыбинка». Изготовление семейных гербов с родителями.

Презентация детьми «Мой семейный герб».

Коллективное изготовление флага села.

Ноябрь «Кто живет в моем селе?» Углубить представления о том, чем занимаются жители села. Что производится в селе. Рассказать о людях, живущих в селе. О двойных фамилиях жителей.

Постановленная задача реализуется в НОД, продуктивной деятельности, в совместной деятельности. Познакомить детей с местами работы в селе, их производством. Объяснить детям, что жизнь в селе отличается от жизни в городе. У каждого есть личное ЛПХ.

Как дети помогают своим родителям.

Выставка рисунков «Мой домашний любимец» НОД, беседа «Чем занимаются родители?» Беседа «Кто живет вместе с нами?»

Декабрь Исторические места нашего села Рассказать об исторических местах нашего села: бывшей церковью и иконой «Казанской божьей матери».

Познакомить со стихотворениями Л. Черномашенцевой «Баллада о Рыбинке»

Постановленные задачи реализуются в образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми, в продуктивной деятельности. 1. Рассматривание старых фотографий церкви в селе.

Беседа – рассказ об истории церкви.

2. Что обозначает название места «Голерище», которое расположено на берегу реки Иловля, где сейчас постоянно ведут поиски старых вещей люди с металлоискателями.

3. Новое село построили на новом месте. Небольшие крестьянские дома были построены из камня, самана, т. к. дерево было очень дорогим, крыша были соломенными. В селе было несколько ветряных мельниц, их называли «Ветряки». Построена пожарная качанга, выкопаны пожарные колодцы. Были построены маслобойки, где сами делали масло. Совместный проект с родителями «История нашего села».

Январь Проведение новогодних праздников Углубить представления о традициях, праздниках, проходящих в русском селе.

Поставленные задачи реализуются в НОД, продуктивной деятельности, совместной деятельности детей и родителей. Люди в селе любят и умеют веселится. Новогодние праздники связаны с религиозным календарем. «Рождество» - когда дети ходят из дома в дом и колядуют, славят Рождество – рождение Христа. В ночь под «Старый новый год» у нас колядуют, ходят в гости. На новый год проводят представление.

Провести фотовыставку «Праздники зимы». Рассказы детей о том, как я провел новогодние праздники.

Февраль Какое сейчас наше село Формировать представление о том, что находится в нашем селе, что оно живет и развивается.

Поставленные задачи реализуются в совместной деятельности с детьми, в продуктивной деятельности. Целевые прогулки на почту, в магазины,в библиотеку, в клуб, в школу.

Беседа «Для чего нужны объекты села» Конкурс рисунков

Рассматривание фотографий

Выступление детей на праздниках в селе.

Март Что окружает наше село Познакомить детей с тем, что есть в окружении нашего села. Откуда произошли названия «Пчельник», «Чигирь» и т. д

Поставленные задачи реализуются беседами совместной деятельностью родителей и детей. Беседы «Что обозначают известные названия мест».

«Капитанская гора» и легенды связанные с ней. Рассматривание фотографий. Конкурс поделок из природного материала.

Апрель Каким мы хотим видеть наше село Углубить представление о жизни села, о труде местных жителей. Познакомить с тем, как стараются люди, живущие в нашем селе, приукрасить наше село. Строят дома, выращивают цветы. Участие родителей и детей в конкурсе «Лучшая клумба села»

Май День Победы.

Как приближали победу наши односельчане. Познакомить детей с памятью об участниках войны, тружениках тыла. Участие в митинге, посвященному Дню победы.

Поставленные задачи реализуются в совместной деятельности и продуктивной деятельности детей и родителей. Познакомить детей с тем, что на войну ушло 300 человек, а вернулось 100.

Все жители, в основном женщины и дети, работали под лозунгом: «Все для фронта, все для победы»

Во время войны в селе находился госпиталь, где работали женщины.

Во время войны строилась железная дорога, на которой работали люди, жившие в домах крестьян в селе. Их кормили, ухаживали за больными. Участие в митинге посвященному Дню победы. Беседы «Как жили люди у нас в селе во время войны»

Реализация программы :

• Организация экскурсий в музей школы, библиотеку, почту;

• Сбор материалов;

• Создание проектов;

• Оформление собранных материалов;

• Пополнение музейного уголка в детском саду;

• Проведение групповых мероприятий.

- Прогнозируемые результаты :

Итогом каждого полугодия должно является участие детей в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, викторинах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, традициях народов проживающих в нашем крае, об уникальной природе села Рыбинка. Приобретают знания по истории и культуре родного края.

Формы реализации программы «Ознакомление с родным селом»

• Проведение выставок поделок, рисунков, альбомов.

• Участие в праздники.

• Оформление книги «Знаний» родном крае).

• Освоение народных игр.

• Просмотр видеоматериалов.

• Презентация индивидуальных и коллективных проектов.

Что должен знать и уметь старший дошкольник :

Знать:

Название своего села и областных городов;

Название рек и озер нашего села;

Флаг, герб, гимн села;

Правила поведения в природе.

Уметь:

Дать представление о родном крае, его уникальности;

Проводить поиск необходимых материалов с помощью родителей воспитанников;

Уметь общаться с людьми, учиться находить подход.

3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляется в соответствии:

• Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования. Дошкольное образование.

• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Приложение

Стихи

Село родимое

1. Жить на свете нам хорошо,

Когда есть родное село,

Когда есть родные друзья

Ведь село - большая семья.

Припев:

Ты село родимое

Рыбинка любимая

На пригорочке стоишь

В речку Иловлю глядишь

2. Много разных мест в мире есть

И чудес на свете не счесть,

Но для нас есть место одно

Манит нас к себе все оно

3. Хороша во все времена

Рыбинка родная моя

Рыбинка мой отчий край

Ты живи, расти, процветай.

Рыбинка

Село мое родимое,

Любимое село

Над речкою, над Иловлей

Раскинулось оно

Вокруг дубравы, рощицы

Шумят своей листвой

Здесь все мне с детства дорого

Край любимый мой.

Припев:

Рыбинка, Рыбинка

Любимая моя

Рыбинка Рыбинка

Ты сердцу дорога,

А сколько о ней сложено

И былей, и легенд

Был первый поселенец здесь

Уж больше двухсот лет,

А Разин с Волги в Дон проплывал

Челны по Иловле водил

Гора есть Капитанская – где он с дружиной жил

Весною моя Рыбинка

Купается в росе

Вишневая метет метель,

Цветут деревья все,

Как под венцом невестушка

Красивая стоит

И песенка соловушки

Над ней всю ночь звучит

Живи мое село – живи

Не умирай – живи.

Цвети село из года в год

Детей своих расти

В каком бы не была краю

И как не далека

В душе моей ты навсегда

Любимое село.

Слова Догадовой О. А.

Используемая литература:

1. Историко- географический словарь Саратовской губернии составленный А. Н. Минхом, членом ИМПЕРАТОРСКОГО русского географического общества, Саратовской и Нижегородской учёных архивных комиссий. 1901 .

2. Ссылки на рукопись С. А. Щеглова 1890 г.

3. Сборник губернского земства 1891 г. том 11. Сведения Саламатинского волостного правления 1894 г.

4. Родная земля Ольховская, Волгоград, 2008 Н. Н. Кондраткова, В. П. Городжий, В. В. Афанасенко.

Диагностический инструментарий

Анкета для детей

«Что ты знаешь о своем селе?»

1. Как называется наша страна?

2. Ребята, как называется край, в котором мы живем?

3. Как называется село, в котором ты живешь?

4. Какие ты знаешь достопримечательности нашего села?

5. В каких домах живут люди нашего села?

6. Что окружает наше село?

7. Каких животных наших лесов вы знаете?

Анкета для родителей

«Моё село»

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему родному краю?

2. Как проявляется этот интерес?

3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка?

4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего села? В связи с чем?

5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему селу?

6. В каких мероприятиях вы с удовольствием приняли бы участие вместе с ребёнком?

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольника с родным языком в ДОУ Актуальность: В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения.

«Ознакомление дошкольников с родным краем»«Ознакомление дошкольников с родным краем» Программное содержание: Расширить знания детей о природе Крыма Воспитывать любовь к малой Родине, природе. Учить внимательно слушать воспитателей,.

«Ознакомление с родным поселком Черноморское, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Видео Цель Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным.

Конспект занятия по ознакомлению детей с родным селом Цель: Воспитание любви к родному краю. Программное содержание: • Сформировать элементарные понятия о большой и малой Родине; • Уточнить.

Непосредственно-организованная деятельность в средней группе «Ознакомление с родным городом»Непосредственно-организованная деятельность в средней группе «Ознакомление с родным городом» КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Ознакомление с родным городом». Программное.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Ознакомление с родным городом Воронежем. Конспект занятия во второй младшей группе. Конспект занятия во второй младшей группе. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ ВОРОНЕЖЕМ» ЦЕЛЬ: Дать детям представление о родном городе, привить.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания» Проект "Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания". 1. Тематическое поле: познавательно- коммуникативный.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Автор публикации:
Образовательная программа «Ознакомление с родным селом»
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 19:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа «Ознакомление с родным селом»» (включая файлы) размещена пользователем ольга Стурова (УИ 898723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД