Ишбердина Гульназ
Занятие по речевому развитию «Зимушка — зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
Задачи:
Образовательные:
Связная речь: способствовать умению составлять небольшой рассказ, используя интеллект – карту;
Словарь, грамматика: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Звуковая культура речи: закреплять произношение шипящих звуков;
Развивающие : развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Воспитывающие: воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Средства: магнитная доска, ватман, цветные карандаши (4 цвета, экран, проектор, колонки, картинки для составления интеллект – карты (признаки зимы).
Ход занятия
1. Водная часть.
— Ребята, вы смотрели вчера новости по телевизору? Ученые обнаружили на земле какие-то круги, как от космического корабля.
Звучит аудио запись (звуковое письмо от инопланетян)
«Здравствуйте, дети! Мы жители планеты Альфа Центавра, попали на планету Земля. У вас очень холодно и повсюду лежит какое-то белое вещество. Помогите нам узнать об этом явлении, всю информацию просим ставить на вашем участке, на веранде, мы сможем ночью прилететь и забрать ее».
— Как выдумаете, что это за белое вещество? (снег)
— Так они ничего не знают о зиме! А где можно взять сведения о зиме? (телевизор, радио, интернет и т. д.)
— А мы можем составить рассказ о зиме? (да)
1. Дидактическая игра «Сравнение»
— Я предлагаю вам составить умную карту о зиме, такие карты называют интеллектуальные – от слова интеллект. Но прежде чем мы начнем составлять интеллект карту, скажите почему зиму сравнивают :
С талантливым художником?
С добрым волшебником?
С богатой красавицей?
С трудолюбивой хозяйкой?
1. Предварительная работа перед составлением интеллектуальной карты.
— Какое слово мы напишем в центре ватмана? (ЗИМА)
— О чем мы можем рассказать инопланетянам?
- О людях.
- О явлениях природы зимой.
- О животном мире.
- О растительном мире.
Составление рассказа о людях.
— Что мы можем рассказать о людях?
— Что меняют люди с наступлением холодов?
Одежда
— О чем еще мы можем рассказать?
Игры и забавы зимой
— Какие зимние виды спорта вы знаете?
Спорт
1. Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок –
Он превратиться в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла,
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка
Увы, и нет снеговика.
— Хорошо, дети, мы рассказали, как проводят зиму люди.
1. — Ну, а, что вы можете рассказать о, том, как меняется природа зимой?
— Сколько вы знаете зимних месяцев?
— Назовите их. (на русском и государственном языке).
— Сколько дней в месяце? (30,31, в феврале 28 или 29)
— Какие пословицы о зиме вы знаете?
1. Дидактическая игра: «Какой как.».
Дети подбирают образы к слову снег
- Белый как…
- Пушистый как…
- Сверкающий как…
- Скрипучий как…
- Легкий как…
- Липкий как…
- Летучий как…
- Блестящий как…
Дыхательная гимнастика.
Вот подул дед мороз в воздухе морозном
Полетели закружились ледяные звезды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю ледяные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой не тай, снежинка, подожди немножко.
— Молодцы, вы рассказали о изменении природных явлений в зимний период.
1. Как меняется жизнь животных и птиц, с наступлением зимы?
О ком мы можем рассказать инопланетянину?
- О диких животных
- О домашних животных
- О птицах
1. Игра на внимание.
Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц. Дети машут руками, если слышат название перелетной птицы, приседают – зимующих птиц.
— Вот мы и рассказали о как зимуют животные и птицы.
1. А теперь расскажем о растениях зимой.
— О каких растения мы можем рассказать?
- Деревья (листва)
- Трава (под снегом)
- Овощи (в теплицах)
1. Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч ребенку, называет цифру, ребенок – слово с этим количеством слогов.
— Мы рассказали о том, как меняются растения зимой.
1. Составление интеллектуальной карты.
Дети делятся на 4 подгруппы, подходят к столам и подбирают картинки:
1 подгруппа – о людях.
2 подгруппа – о явлениях природы зимой.
3 подгруппа – о животном мире.
4 подгруппа – о растительном мире.
С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ о зиме.
Воспитатель предлагает эту интеллектуальную карту упаковать и оставить ее на участке детского сада, как просили инопланетяне в своем сообщении.