Ольга Самоукова
Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Познавательное развитие» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,
расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра. Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
Публикация «Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области „Познавательное развитие“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
2. Познавательно-исследовательская деятельность. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила
игры. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие,
дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества
в играх-соревнованиях.
3. Формирование элементарных математических представлений.
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, раз-
мера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на
части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части,
а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества
на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному;
определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Величина. Учить устанавливать размерные отношения между
5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем)
порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов
и соотношение между ними по размеру. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) .
Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое
и части.
Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом
и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ознакомление с предметным окружением. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др., создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
Ознакомление с социальным миром. Обогащать представления детей о профессиях. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления детей о Российской армии.
Ознакомление с миром природы. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения. Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Расширять представления о домашних и диких животных, их повадках, зависимости от человека. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.