Наталия Долматова
Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» на тему «Зима» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима»
Задачи: Развивать речь у детей, развивать зрительное восприятие и внимание. Закреплять и обобщать знание детей о зиме, о сезонных изменениях
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
-развивать умение подбирать к существительным прилагательные;
-образовывать глаголы прошедшего времени;
Коррекционно-развивающие:
-расширять, активизировать словарь по теме.
-развивать логическое мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательная.
-воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Публикация «Конспект занятия в образовательной области „Речевое развитие“ на тему „Зима“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Методические приёмы: художественное слово, наводящие вопросы, повторение.
Словарная работа: активизация словаря: метель, сугробы, снежинка, снегопад, снегири; белая, холодная, нежная, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
обогащение словаря: снежные шапки, пелена.
Предварительная работа: Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, рассматривание репродукций картин и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов о зиме, проведение дидактических игр «Собери зимний пейзаж», «Когда это бывает?»
Лексико-грамматические игры «Придумай слово», «Закончи предложение».
Оборудование: картины Д. Александров «Зимняя сказка», О. Потас «Зимний пейзаж», Е. Гавлин «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Зима».
ООД
1. Дети стоят по кругу.
-Ребята, давайте подготовим наши язычки к занятию
Артикуляционная гимнастика: «хоботок»», «улыбочка», «вкусное варенье», «накажем язычок».
2. -Ребята, я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима», а вы внимательно послушайте.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
-О каких признаках зимы идёт речь в стихотворении? (дети перечисляют)
-Белая и холодная пришла на землю зима. С трескучими морозами и вьюгами. Она накрыла землю белым покрывалом. Небо покрыто серыми облаками. Часто идёт снег. Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает всё вокруг. На деревьях в это время года лежит тяжёлыми шапками снег, он надёжно защищает растения от холода. Ручьи, реки,
озёра скованны льдом.
3. Гимнастика для глаз.
«Снежинки»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
4.-Ребята, посмотрите на иллюстрации (зимние пейзажи). Скажите, какое время года изображено на иллюстрациях.
-Почему вы считаете, что это зима?
-Чем покрыты земля, деревья, кустарники зимой? (снегом).
-А какого цвета снег? (белого).
-Ребята, но снег может быть разных оттенков розовый, голубой, синий.
-Как вы, думаете, от чего зависят оттенки снега? (от цвета неба, солнечных лучей).
-Скажите, где мы на иллюстрациях можем видеть шапки? (на деревьях)
-А какие это шапки? (снежные)
-А как вы, думаете, зимой в лесу шумно или тихо? (тихо).
-А почему вы думаете что тихо? (птицы не поют, листья на деревьях не шумят).
-Вы слышали, такое выражение, что лес зимой спить?
-Скажите, какая бывает зима? (суровая, холодная, снежная, вьюжная и т. д.)
-Что делает метель (вьюга, ветер, мороз?
-А чьи следы мы видим на снегу? (животных. Дети перечисляют чьи следы это могут быть).
-А как вы, думаете, легко живётся зимой животным и птицам?
-А что надо сделать, чтобы облегчить жизнь животных и птиц (подкармливать).
-Ребята, вы устали, и я предлагаю отдохнуть.
5.Физ. минутка. «Зима». Импровизация движения.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
6.Дидактическая игра «какая бывает зима».
- Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
- Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
- Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
- Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
- Зима - веселое время года или грустное? (Веселое - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках)
7.Игра «А что вчера?»
-Ребята, мы много знаем о снеге и о том, что может с ним происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Сегодня снег блестит, а вчера…
Сегодня снег падает, а вчера…
Сегодня снег падает, а вчера…
Сегодня снег сверкает, а вчера…
Сегодня снег тает, а вчера…
Сегодня снег хрустит, а вчера…
Сегодня снег идёт, а вчера…
8. Рефлексия. – О каком времени года мы сегодня говорили?
-А вам нравится зима?
-чем вам нравиться зима?
Вы ребята молодцы, хорошо работали на занятии.