Гульсиня Тулеганова
Конспект занятия по обучению грамоте «Зимушка — Зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить навыки правильного произношения «з» и «зь».
Задачи:
Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звука «з». Способствовать умение выделять звук «з» из слов давать его характеристику. Закрепить умение определять место звука в словах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов из четырех звуков. Закрепить умение составлять схемы предложений.
Развивающие: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память. Стимулировать речевую активность. Повторение правил написания гласных букв после согласных букв.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Зимушка — Зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе и интерес к занятиям.
Средства:
Интеграция областей: развитие речи
Ход:
В: Ребята давайте поздороваемся с гостями.
Д: Здравствуйте!
В: Ребята, сегодня пока мы ходили на зарядку произошло волшебство: в группе появилось дерево со снежинками и письмо на нем. Давайте прочтем письмо и поймем в чем тут дело: «Здравствуйте ребята! Не долго мне осталось гостить у вас, да и вы тоже скоро в школу пойдете. Я хочу, чтобы вы сегодня поговорили обо мне, я приготовила вам задания. Задания на снежинках» и подпись: «Зимушка-Зима»
Ребята, выполним просьбу зимы?
Д: Да!
В: Сначала скажем считалку – правило:
Раз,два,три,четыре,пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть,слушать,размышлять
Но друг-другу не мешать
Внятно-четко говорить
Не вертеться не шалить
Договорились?
Д: Да!
В: Беру первую снежинку и читаю задание: «Отгадайте загадки, назовите первый звук в слове и расскажите о нем: «После осени пришла, и сугробы намела»
Д: Зима
В: загадываю дальше:«он вошел, никто не видел, он сказал никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес».
Д: Мороз
В:«Зимой белый, летом- серый»
Д: Заяц
В: Давайте назовем картинки – отгадки (в-ль выставляет на доске картинки)
Скажите какой звук повторяется во всех словах?
Д: Во всех словах повторяется звук З
В: Что мы можем рассказать про этот звук? Какой он?
Д: Звук согласный
В: Согласные звуки бываю какие?
Д: Твердые и мягкие, когда произносим твердый согласный З губы улыбаются, зубы закрываются, тонкая струя воздуха выходит сквозь зубы.
В: Что вы можете рассказать про мягкий звук ЗЬ?
Д: Звук согласный, мягкий, когда произносим звук – губы улыбаются, зубы- закрываются.
В: Чем похожи звуки?
Д: Они оба согласные
В: Чем отличаются?
Д: З-твердый согласный, ЗЬ- мягкий согласный
В: Звук З и ЗЬ какой фишкой обозначаются?
Д: Звук З обозначается синей фишкой, а звук ЗЬ -зеленой
В: А теперь будем произносить звуки по карточке :отдельно, индивидуально, вместе (в-ль показывает поочередно зеленую и синюю фишку- дети называют звуки)Молодцы!
Беру вторую снежинку : «Определите место звука в слове». Ребята, приготовьте цифры, я называю слово, вы определите его место в слове и покажите цифрой местоположение: слово заяц, дети показывают цифру- 1,ваза – цифру 2, водолаз – цифра 3.
Почему в словах: заяц, ваза, водолаз звук З звучит твердо, а в слова: земля, мазь, обезьяна- мягко? Давайте вспомним правила написания гласных букв после согласных. Сколько у нас гласных звуков(10 (К доске выходят 10 детей). Посмотрите, наш звук З на половину зеленый, на половину синий. Сейчас вам надо будет поставить гласные буквы после согласных так, чтобы звук З после прозвучал твердо или мягко (дети выполняют задание у доски) Давайте проверим: ЗИ-после того, как поставили гласный И после согласного З,согласный З как будет звучать,твердо или мягко?
Д: Будет звучать мягко
В: Правильно, когда рядом стоят гласные звуки И, Ю, Е, Я, Ё,все согласные звуки начинают звучать мягко,а когда после согласных стоят гласные А, У, Э, О, Ы,то они начинают звучать твердо (таким образом проверяют и другие звуки).
Повторяют за в-ем чистоговорку: ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- мало сена у козы, ЗУ-ЗУ-ЗУ-на санках куклу везу, ЗА-ЗА-ЗА-идет Зоина коза.
Физминутка: Раз,два,три,четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий
Раз- подбросим, два- поймаем
Три- уроним и сломаем
В-ль читает третье задание:«Сделайте графический анализ предложению:
«Сейчас время года зима»
К доске выходит один ребенок и делает графический анализ у доски, остальные на месте.
Д: Предложение начинается с большой буквы,в середине слова пишутся с маленькой буквы,всего четыре слова в конце предложения ставится точка.
В-ль читает четвертое задание:«Расшифруйте слово по первым буквам названных картинок»(В-ль ставит на доску картинки). Дети называют картинки:
снежинка, носки, ель, гирлянда и отгадывают слово СНЕГ.
В: Сколько слогов в слове (один)
В: Почему один?
Д: Потому что в слове один гласный, звук Е
В: Правильно,сейчас делайте звуковой анализ слову СНЕГ (после,фишки заменяют буквами).
В: Молодцы ребята, вы справились, вам понравилось выполнять задания зимушки- зимы?
Д: Да!
В: Что больше всего понравилось вам выполнять, какое задание вам понравилось (ответы детей)