Екатерина Аджидерская
Образовательная кинезиология «Ключ успеху в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово», буквально «изучение движений тела». Это направление возникло на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Кроме того, используется опыт некоторых древних восточных практик (йога, китайская медицина). В пространстве психотерапии кинезиология находится ближе всего к телесно-ориентированной психотерапии и психодинамическим направлениям. Цель кинезиологии – оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений с помощью как стандартных терапевтических техник, так и кинезиологических подходов. Этот подход рассчитан на развитие всех психических функций, с продолжительным сохранением эффекта.
Публикация «Образовательная кинезиология „Ключ успеху в школе“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т. д. То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание.
Прикладная кинезиология – это наука определения состояния организма и воздействия на все его функции при помощи мышечного тестирования, которое позволяет обнаружить дисбаланс в организме и привести все жизненно важные функции организма в норму.
«Образовательная кинезиология» в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения. Она оказывает помощь как детям, так и взрослым в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело, а это своеобразный мост между правым и левым полушариями, – улучшается. Для улучшения обучаемости используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям.
Американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон в начале 1990-х гг. в рамках этого направления создали программу «Гимнастика Мозга», посвященную естественному развитию личности человека и, в частности, изложению методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Каждое из упражнений Гимнастики Мозга направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения». Также упражнения гимнастики мозга направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, общении.
Еще одной важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых в «Гимнастике Мозга», является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки. Развивающие навыки – это особая категория навыков, представляющая собой первичные элементарные схемы движений, которые лежат в основе всех других навыков. Сущность подхода в образовательной кинезиологии связана с тем, что многие люди (в силу незнания возможностей своего естественного развития или чрезмерного старания при достижении каких-либо целей) «отключают» механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения и личностного роста. «Гимнастика Мозга» предлагает и специальные процедуры переформирования неконструктивных, ригидных, стереотипных связей между «мыслью и телом». В действительности, все билатеральные навыки – производные функции полушарий мозга – зависят от более широкой трехмерной системы мозга, включающей средний мозг и ствол мозга.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль, она позволяет создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга. Применение на практике всего комплекса упражнений, заданий в игровой форме делает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а также в управлении своими эмоциями.
Упражнения кинезиологии универсальны и помогают и взрослым, и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Упражнения могут практиковать как дети, так и их родители. Комплексы упражнений включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус, дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Таким образом, с помощью естественных физических движений тела цикл кенезиологических упражнений активизирует природные механизмы мозга, что обеспечивает успешность в учебной деятельности. В приложении дан небольшой комплекс для тренировки, который доступен для выполнения каждому дошкольнику и послужит основой для дальнейшего развития и успешности в школе. Упражнения выполняются от 5-10 минут до 20-35 минут. Очень полезны специальные кинезиологические «физминутки». Следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.
Важно заметить, что, особенно при работе с детьми, многие из упражнений требуют известной осторожности. А между тем в интернете можно встретить иногда, к примеру, вот такую рекомендацию: «Упражнение «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот». Следовать подобной рекомендации опасно, так как «резкие» движения нижней челюстью могут стать причиной вывиха суставов, и не только у детей, но и у взрослых, поэтому резкие движения делать нельзя! Столь же осторожными должны быть и все движения, касающиеся шейных позвонков, например, упражнение «Качание шеей», описанное в приложении. Поэтому лучше действовать по принципу «Не навреди!».
Но в целом, как показывает опыт, разумное использование средств образовательной кинезиологии имеет хорошие перспективы и может внести существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка, его интеллектуального развития, преодоления им, имеющихся у него нарушений и обеспечения его успешности в школе.
Использованная литература.
1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.