Надежда Новожилова
Проект «Путь к успеху в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Путь к успеху в период адаптации
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до меня страшное расстояние».
Лев Толстой.
Информационная карта проекта.
Составитель проекта : воспитатель: Новожилова Н. Н.
Вид, тип проекта : долгосрочный
Цель проекта : создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : с мая 2016г. - по май 2017г.
Актуальность проекта.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребё нка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.
Основные задачи проекта :
Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.
Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
Повысить уровень психологической культуры родителей.
Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе.
Ожидаемый результат:
• Успешная адаптация детей к ДОУ;
• Создание благоприятной атмосферы в группе;
• Тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в жизнь ДОУ
Полученный результат:
• в результате проекта дети успешно адаптировались и с удовольствием посещают ДОУ
• налажены доверительные отношения между родителями, детьми и сотрудниками ДОУ
• родители активно участвуют в жизни ДОУ
• создана благоприятная атмосфера для воспитания и развития детей
Продукты проекта :
• Работы детей и родителей по различным тематикам;
• Проведение родительских собраний с применением игровых упражнений для родителей, тренингов, выставок и т. п. ;
• Фото-выставки для родителей «Вот как нам интересно в детском саду»;
• Коллекции в группе: «Мой любимый мультипликационный герой», «Волшебные звуки музыки».
План реализации проекта :
Первый этап - Подготовительный:
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
Второй этап – Основной:
• знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ;
• знакомство с участком, групповым помещением;
• сбор информации о потенциальных воспитанниках;
• ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
• знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
• выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
• работа адаптационной группы до принятия детей в ДОУ:
организация совместных встреч будущих воспитанников, их родителей и педагогов на базе ДОУ;
организация развлечений для детей и их родителей: «В гости кошечка пришла», «Вот собачка Жучка», «Познакомимся с куклой Таней», «Мои любимые игрушки», «Курочка с цыплятами» и др. ;
ознакомление детей и родителей с репертуаром песен и танцев для раннего возраста для совместного и домашнего разучивания: «Серенькая кошечка», «Вот собачка Жучка», «Вышла курочка гулять», «Заинька», «Ай, да» и др. ;
организация упражнений для физического развития детей раннего возраста и проведение их совместно с родителями: оздоровительные дорожки, игры с мячами, фитбол, «загадочный тоннель», релаксации и др;
организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов по продуктивной деятельности: «Украсим платье для куклы Тани», «Праздничные салфетки», «Волшебное тесто», «Пшено для курочки» и др. с применением нетрадиционных техник лепки и рисования, конструирование из кубиков;
• установление партнерских, доброжелательных отношений;
• привлечение родителей к благоустройству группы;
• поэтапный прием детей в группу;
• постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
• консультирование родителей;
• наблюдения за поведением детей;
• организация библиотеки для родителей, развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОУ;
• оформление листов адаптации;
• заполнение карт нервно-психического развития детей;
• создание коллекции «Мой любимый мультипликационный герой», «Волшебные звуки музыки»;
• Подбор игр, направленных на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений и применение их на практике;
• участие родителей в конкурсах ДОУ;
• привлечение родителей к участию в Акциях: «Подари в группу книгу», «У синички день рождения», «Бессмертный полк»;
• проведение развлечений «Синичкин день», «День рождения Деда Мороза», «День рождения Снеговика», «Тузик и его друзья по ПДД» ;
• организация ООД с детьми и получением первых продуктов их деятельности;
• Привлечение родителей к работе Клуба молодых родителей;
• Организация совместных мероприятий с родителями других групп воспитанников ДОУ.
Третий этап – Завершающий
• обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);
• отчёт «Итоги адаптации»;
• разработка плана мероприятий по закреплению результатов адаптационного периода.
Реализация проекта
Изучив актуальность темы, был разработан план реализации проекта, сформулированы цели, задачи, подобран информационный, наглядный и технический материал, что обеспечило возможность приступить к реализации проекта.
На базе ДОУ в мае 2016 года ещё до начала приёма детей в дошкольное учреждение начала работу адаптационная группа с целью знакомства детей и родителей с ДОУ, его условиями, воспитателями, музыкальным работником. (Приложение 1)
Были организованы экскурсии по детскому саду и его территории, совместные развлечения для детей и родителей, совместная продуктивная деятельность, а так же был подобран комплекс упражнений, направленный на снятие психоэмоционального напряжения для детей и их родителей.
В ходе работы данной адаптационной группы были налажены доброжелательные, доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ, дети активно участвовали в играх, знакомились друг с другом, проявляли интерес ко всему происходящему.
Следующий этап работы включал сбор информации о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям было предложено заполнить подготовленные для них анкеты. Данная информация позволила найти особый, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, к каждой семье, что очень помогло в период адаптации. (Приложение 2)
Кроме того, для родителей были подобраны консультации, памятки, содержащие необходимую информацию об особенностях адаптационного периода к ДОУ, а так же рекомендации и советы в помощь родителям. (Приложение 3)
В августе 2016 года начался поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.
Одним из важных условий эффективной работы по адаптации детей к ДОУ явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, использование игровых технологий (музыкотерапия, сказкотерапия, песокотерапия и других, а так же личностные качества педагога и индивидуальный подход к каждому ребёнку, что и дало положительный результат в ходе адаптационного периода. Использовались игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. (Приложение 4)
В течение года в группе были созданы коллекции «Мой любимый мультипликационный герой» и «Волшебные звуки музыки», которые так же способствовали успешной адаптации. Игрушка в виде любимого мультипликационного героя или звучащий музыкальный инструмент, или музыкальная книга помогали переключить внимание детей, снять напряжение, успокоить малыша, вызвать интерес и радость. (Приложение 5)
В ходе адаптационного периода велось наблюдение за поведением детей, оформлялись листы адаптации, а так же карты нервно-психического развития. (Приложение 6)
С каждым днём дети становились более уверенными, лучше шли на контакт как с педагогом, так и с другими детьми, активно играли, участвовали в продуктивной деятельности, режимных моментах, развлечениях и т. д. (Приложение 7)
Кроме работы с детьми велась и постоянная работа с родителями воспитанников. Родители привлекались к благоустройству группы и участка, к участию в родительских собраниях и развлечениях, конкурсах, акциях. Родители показывали детям положительный пример отношения к детскому саду, его жизни и деятельности, что тоже послужило ещё одним положительным фактором к преодолению трудностей периода адаптации как для детей, так и для родителей. (Приложение 8)
На конец ноября детское учреждение посещало 18 малышей.
Анализ листов наблюдения показал, что адаптация прошла успешно. Случаи тяжёлой адаптации отсутствуют.
Мониторинг адаптации в первой младшей группе «Жемчужинки» на конец ноября 2016 г.
Ф. И. ребёнка Благоприятная адаптация Средне-благоприятная адаптация Тяжёлая адаптация
Итог адаптации : 7 человек
39% 11 человек
61% -
Такой отличный результат достигнут благодаря многим факторам:
• Посещению детьми адаптационной группы, которая начала работать на базе дошкольного учреждения ещё задолго до того, как дети начали посещать ДОУ;
• Сбор подробной информации о детях, их особенностях развития;
• Предоставлению родителям полной информации о работе ДОУ, педагогах, режиме и т. д. ;
• Наличию в ДОУ достойного материально-технического обеспечения;
• Тесному взаимодействию в работе педагога с родителями:
Анкетирование родителей;
Консультирование родителей;
Индивидуальные беседы;
Подробная информация о жизни детей в группе в родительском уголке;
Фотовыставки;
Выставки творческих работ детей;
Привлечение родителей к участию в Акциях, конкурсах ДОУ;
Проведение родительских собраний с применением игровых упражнений и тренингов;
Привлечение родителей к благоустройству группы;
• Созданию на группе коллекции «Мой любимый мультипликационный герой», «Волшебные звуки музыки»;
• Проведение развлечений с детьми: «Синичкин день», «День рождения Деда Мороза» и др;
• А самое главное, конечно же, это огромная любовь к детям педагогов ДОУ, их профессионализм, умение найти подход, как к детям, так и к родителям, которые сумели создать тёплую, дружескую обстановку.
На конец мая 2017 года дети с удовольствием посещали ДОУ. Родители образовали дружный сплочённый коллектив, активно участвующий в жизни детского сада. Все задачи, поставленные в ходе реализации проекта, были выполнены.