Наталья Аликина
Мастер-класс для педагогов «Кинезиология. От стресса к гармонии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: демонстрация применения кинезиологических упражнений для снятия стресса и нервного напряжения у участников воспитательно-образовательного процесса в ДОО и распространение опыта работы в данном направлении.
Задачи:
• познакомить педагогов с эффективной технологией снятия стресса и нервного напряжения - кинезиологией;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Кинезиология, От стресса к гармонии“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
• практически раскрыть преимущества, основные способы применения и правила использования данной технологии в психолого-педагогической практике.
Ход мастер-класса:
1. Вводная часть
1.1. Связующая нить (Разминка). Упражнение «Карусель общения»
Цель упражнения: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; создание группового доверия и принятия, активизация деятельности участников мастер-класса.
1.2. Погружение в проблему
«Движение может заменить лекарство –
но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Сохранение и укрепление психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса является основной задачей психолого-педагогического сопровождения в ДОО.
В последнее время наблюдается снижение уровня психологического здоровья детей, педагогов и родителей. Это проявляется в преобладании у них неблагоприятного эмоционального фона, наличии стресса и нервного напряжения.
Решение данной проблемы возможно при осуществлении целенаправленного внедрения технологий сохранения и стимулирования психологического здоровья в условиях ДОО.
Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий является кинезиология и внедрение кинезиологических упражнений в систему работы с воспитанниками, педагогами и родителями.
Кинезиология - наука о движении мыслей, чувств, мыщц тела человека («кинезис» – движение, «логос» - наука»). Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга.
2. Основная часть
В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела, ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребёнок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешного снятия стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.
Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия, ликвидировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений:
1. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стела (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется - вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном.
3. «Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положение прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.
4. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь. Дети выполняют движения - сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками - вместе с воспитателем, затем по памяти (8-10 повторений).
Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет, в кратчайшие сроки и устойчиво изменить способность детей усваивать и перерабатывать информацию и снимать нервное напряжение.
Педагогам вручаются буклеты «Кинезиологическая гимнастика для мозга».
Помимо этого, упражнения «гимнастики мозга» могут хорошо помочь в коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников. С этой целью в работе с детьми используются такие упражнения как «Слоник», «Дышим животом», «Зевнём», «Добрые точки».
Не секрет, что работа педагога – работа нервов и сердца. Людям этой профессии приходится много общаться – с детьми, родителями, быть всегда на виду, нести огромную ответственность за жизнь малышей. Низкие оклады, куча документации. Поэтому велик риск возникновения стрессов и признаков профессионального выгорания.
И снова на помощь приходит кинезиология. Внедрение в работу с педагогами кинезиологических упражнений способствует снятию и поддержанию физической, психической, моральной и духовной нагрузки путем перевода в положительное эмоциональное состояние.
3. Практическая часть
3.1. Психологический тест «Подвержены ли Вы стрессу?».
Педагогам предлагается определить стадии стресса и степень профессионального выгорания.
3.2. Практическое задание «От стресса к гармонии»
Для снятия стрессовых и невротических ситуаций необходимо восстановить межполушарное взаимодействие, гармонизировать работу мозга, преодолеть для этого можно использовать следующий комплекс упражнений, направленных на снятие стресса и эмоционального напряжения. Педагогам предлагается на практике потренироваться и выполнить кинезиологические упражнения:
1. Лобно-затылочная коррекция (фронтально-акцепитальная коррекция). Одну ладонь положите на затылок, другую - на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 секунд до 10 минут.
2. Луч света. Направьте яркий луч света от фонарика в середину лба. Длительность упражнения от 30 до 60 секунд. Во время упражнения смотрите на черный лист бумаги.
3. Молния. Проведите рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы к лобковой кости, затем в обратном направлении (расстегивая и застегивая «молнию»). Затем проведите рукой вдоль заднего срединного меридиана от верхней губы к копчику и в обратном направлении. Движения проводить вверх-вниз несколько раз. Всегда заканчивать движением вверх.
4. Ахилл. Легко ущипните обеими руками оба ахиллова сухожилия, затем мягко погладьте подколенные сухожилия несколько раз, сбрасывая в стороны и наружу.
5. Уши. Мягко расправьте и растяните руками внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз.
6. Постукивание. Сделайте массаж в области вилочковой железы в форме постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.
7. Медуза. Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Участникам вручаются памятки «От стресса к гармонии», содержащие практические рекомендации по борьбе со стрессом и нервным напряжением с помощью кинезиологических упражнений.
4. Заключительная часть
Таким образом, за внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела.
Регулярное применение кинезиологических упражнений в работе с участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО позволяет решать ряд задач и способствует достижению следующих результатов:
В работе с детьми
• повышению работоспособности в деятельности;
• улучшению вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания;
• развитию интеллектуальных и творческих способностей;
• развитию способностей к обучению и усвоению информации;
• восстановлению работоспособности и продуктивности;
• нормализация эмоционального состояния.
В работе с педагогами
• активизации ресурсных возможностей организма;
• снятию стресса, нервного напряжения, усталости;
• профилактике профессионального выгорания педагогов.
5. Рефлексия