Ирина Петенкова
Кинезиология — эффективный способ всестороннего развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Как же помочь детям стать таковыми? Что может повлиять на развитие и совершенствование психических процессов?
Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.
Публикация «Кинезиология — эффективный способ всестороннего развития детей» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
[[Кинезиология –[/b] наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Наука о движении с греческого «Природная мудрость тела» существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ, своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии. Работы отечественных специалистов в области детской психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология представляет для коррекционного педагога, в частности учителя – логопеда, огромные возможности использования в профессиональной деятельности.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума, а творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, развивают речь, активизируют процессы чтения и письма. Никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Особенно это актуально в младшем школьном возрасте, когда доминирующей становится учебная деятельность, требующая от ученика особого напряжения нервной системы.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, повышается уровень эмоционального благополучия, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие речевых навыков – как высшей психической деятельности человека.
Правильная речь – один из показателей успешного развития личности. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей не только дошкольного возраста, но и младшего школьного. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей школьного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, общаться со сверстниками и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Исходя из вышесказанного, учитывая утверждения специалистов, изучив успешный опыт работы коллег, видя заинтересованность детей и взрослых в ходе выполнения кинезиологических упражнений, я в своей практике постоянно использую данные упражнения и вижу положительные результаты.
Комплексы упражнений для гимнастики мозга включают в себя и развитие соматогностических функций (восприятие тела, и формирование пространственных представлений, развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, а так же дыхательные упражнения, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Остановимся подробнее на комплексе упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения.
«Лягушка».
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стела (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
«Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется - вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) направлении.
«Лезгинка».
Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положение прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.
«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром. Дети выполняют движения - сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками - вместе с логопедом затем по памяти (8-10 повторений). В затруднительных случаях логопед советует ребенку произносить команду вслух или про себя: «Кулак-ребро-ладонь».
«Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Генерал»
Правой рукой с прижатыми пальцами дотронуться до виска, левая рука вытянута, кисть собрана в кулак, большой палец оттянут вверх. На счет 1 – 2 происходит смена позиций.
«Окей - узелок»
Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить вверх, левая рука сложена в кулак, большой палец находится между указательным и средним. На счет 1- 2 смена позиций.
«Перекрестное марширование».
На первом этапе, медленно шагая, попеременно касаться то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения – на этапе освоения упражнения педагог отсчитывает двенадцать движений в медленном темпе). На втором этапе, так же шагая, касаться одноименного колена двенадцать раз (односторонние движения). На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
Упражнения гимнастики мозга можно проводить в виде физкультминуток или как самостоятельную часть занятия. Как показывает опыт, эти упражнения вызывают интерес у детей. Они с удовольствием включаются в активную деятельность, им нравится процесс выполнения, они стремятся к достижению поставленных задач. Ритмические упражнения часто сопровождаются музыкальным или речевым сопровождением, что позволяет ребенку получить еще больше положительных эмоций в ходе выполнения упражнений. Мне интересно, занимаясь с детьми, наблюдать, как в ходе тренировок от кинезиологических упражнений наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта, эмоциональной сферы и речевой деятельности.
Старение человека начинается со старения мозга, который как мышцу в течение жизни необходимо тренировать. Простые упражнения с частями собственного тела, ритмические, перекрестные движения, сопровождающиеся речью, манипуляцией с различными предметами во многом этому способствуют.