Татьяна Скрягина
Образовательная деятельность с дошкольниками по речевому развитию «В поисках Василисы Прекрасной»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность с дошкольниками
Образовательная область : Речевое развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: В поисках Василисы Прекрасной
Основные цели: познакомить с буквой [З] и способом её печатания.
Дидактические материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
1) Слайды: Змея Горыныча, замка, Ивана-Царевича;
2) образец буквы [З];
3) мел;
4) указка.
Раздаточный материал:
1) пеналы с фишками;
2) касса букв;
Публикация «Образовательная деятельность с дошкольниками по речевому развитию „В поисках Василисы Прекрасной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3) бросовый материал;
4) полоски со словами с пропущенной буквой [З];
5) указки.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с буквой [З] и способом её печатания. «Детская цель» - помочь Иван Царевичу спасти Василису Прекрасную. Занятие разработано в технологии «Ситуация» и предназначено для педагогов дошкольных организаций по формированию у детей понятия «буква»
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
-Ребята, вы любите сказки?
-А какие сказки вы любите? (ответы детей)
-Сегодня, я расскажу вам необычную сказку, послушайте.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды похитил Змей Горыныч Василису Прекрасную и унёс в своё царство. Пригорюнился Иван-Царевич и отправился спасать Василису Прекрасную. Да, подумал, что одному трудно будет справиться и решил позвать вас.
-Дети, вы хотите помочь Иван-Царевичу вернуть Василису Прекрасную?
-А сможете?
-На чём можно отправиться в сказку? (ответы детей)
- А давайте отправимся на ковре-самолете? (слайд)
2. Актуализация
Игра «Где спрятался звук?»
Дидактическая задача: актуализация имеющихся знаний. Звуки [З], [Зь]. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.
Чтобы время в полёте прошло незаметно, я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слово в котором есть звуки [З] и [Зь], а вы будете говорить где этот звук находится: в начале, в середине или в конце слова: зебра, роза, мороз, зуб, сказка, таз, Зина, коза, лаз, золото, узор, зеркало, бизон, знак, зима.
Время пролетело быстро и мы уже спускаемся в низ. А вот и Иван-Царевич (слайд) ходит вокруг замка, и не знает, как внутрь попасть. Увидел Змей Горыныч (слайд, что Иван-Царевич вокруг ходит и говорит: «Хочешь забрать царевну, выполни задания.
-Вот первое задание.
-Сделайте звуковой анализ слова: замок (самостоятельная деятельность детей)
-Сколько гласных звуков в слове?
-Назовите их.
-Сколько слогов в слове замок?
-Назовите первый слог.
-Какой второй слог?
-Где находится звук [З] ?
-Какой он?
-Поставьте ударение. Какой гласный ударный? [А]
-Какое слово получится, если ударение поставьте на второй гласный? Замок
-Давайте с вами встанем,
Глубоко вздохнём, руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
-А вот и следующее задание.
-Замените фишки на буквы.
-Ребята, можем мы прочитать слово (ДА, НЕТ). Почему не смогли? (ответы детей)
-Что вам сейчас нужно узнать? (ответы детей)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
Извиваясь, словно змейка,
Срисовать её сумей-ка!
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: сформировать опыт преодоления затруднения, тренировать мыслительные операции.
Показ буквы [З]. На что похожа?
-Показ правильного печатания буквы [З].
-Ребята, давайте мы с вами вместе прорисуем букву в воздухе, выложим из (фасоли, пуговиц, семян тыквы, макарон, вылепим из пластилина)
-Замените фишку на букву [З].
-Теперь мы можем прочитать слово? (прочитывают)
-Какое слово мы выкладывали? Замок
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: использование нового знания совместно с ранее полученными навыками чтения слов.
-Ребята, смотрите, следующее задание.
-Возьмите карточки со словами и в пустые клеточки впишите букву [З].
Например: РО…А, …ИМА, МОРО…;
-А теперь поменяйтесь карточками друг с другом и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Молодцы!
6. Осмысление
Дидактические задачи: рефлексия деятельности, создать ситуацию успеха.
-Ребята, Иван-Царевич очень рад, что вы справились со всеми заданиями Змея Горыныча и он может забрать Василису Прекрасную. Говорит вам спасибо.
И нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь по удобнее и в путь. А пока мы летим, скажите:
-Где мы сегодня побывали?
-Что мы там делали?
-Смогли помочь?
-Какие знания и умения помогли выполнить задания?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Таблица
«Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель Познакомить с буквой [З] и способом ее печатания
Новое знание = детское «открытие» Познакомились с буквой [З] научились ее печатать
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Представление о звуках звуки [З] и [Зь], проведение звукового анализа слова
Причина затруднения Не знают, как печатается буква звуки [З]
Цель деятельности по преодолению затруднения Узнать, как печатается буква звуки [З].
Литература:
1. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М. : Сфера,2011
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7лет. – М. : Сфера,20112.
3. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М. : Сфера,2011
4. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7лет. М. : Сфера,2014