Татьяна Скрягина
Образовательная деятельность с дошкольниками «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Речевое развитие с элементами познавательно-исследовательской деятельности
Возрастная группа: средняя
Тема: Зимняя сказка
Основная цель: учить различать слова начинающиеся со звука [с], ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание
Дидактические материалы: презентация «Зима», д/и «Одень правильно»
Публикация «Образовательная деятельность с дошкольниками „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Оборудование: ноутбук, магнитофон, оборудование для экспериментирования с песком (ёмкости, одноразовые тарелки, подносы, мешок с песком, стеки для рисования на сыром песке, лоскуты ткани шифона разных цветов, прищепки, цветные нити, кукла.
Краткая аннотация к работе: работа с детьми организована как увлекательная игра-путешествие. Для повышения активности детей использовались игровые приемы, физкультминутку и пр. В образовательной ситуации использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие темы.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о зиме как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах;
2. Познакомить детей со свойствами песка, ткани;
3. Закреплять навыки произношения звука [с] в изолированном виде и в словах, учить детей произносить звук длительно на выдохе, слова - отчетливо и внятно;
4. Укреплять артикуляционный аппарат;
5. Способствовать развитию силы голоса, речевого дыхания, психических процессов (мышления, памяти, воображения);
6. Стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества в процессе совместной экспериментальной и изобразительной деятельности.
Приемы, методы, технологии обучения:
1. Беседа;
2. Вопросы поискового проблемного характера;
3. Экспериментирование;
4. Сюрпризный момент;
5. Использование аудиозаписи, видеозаписи и художественного слова;
6. Пальчиковая и речевые дидактические игры;
7. Физминутки;
8. Совместная изобразительная деятельность.
Предварительная работа: беседа по картине «Зимушка-зима», «Мороз велик, стоять не велит»; д/и «Какое время года?», «Бывает – не бывает» (игра с мячом, «Подумай и скажи»; ознакомление с русской народной сказкой «Морозко»; опытно – экспериментальная деятельность «Свойства мокрого песка», «Свойства песка», «Песчаный конус»; пальчиковая гимнастика «Снеговик»; п/и «Два мороза».
Ход образовательной ситуации
Дети: Здравствуйте, гости!
1. Введение в ситуацию. Воспитатель: Ребята, я сегодня с вами хочу поговорить о чем-то интересном. Вы знаете (звонит телефон).
Подождите, мне кажется, что пришло смс - сообщение. Интересно от кого? Ой, да оно не только для меня, но и для вас. Прочитаем?
«Дорогие ребята группы «АБВГДЕйка»! Меня зовут Абулавиза. Я живу в Африке, где никогда не бывает зимы. Мне очень хочется узнать и посмотреть, что такое настоящая зима. Если вы пригласите меня к себе в гости, я очень буду рада. Очутиться у вас мне помогут волшебные слова».
2. Актуализация. Воспитатель: Ну, что ребята, вы хотите, чтобы к нам в гости пришла Абулавиза? (ответы детей). Тогда начинаем колдовать. Повторяйте за мной.
Начинаем колдовать,
Один-два-три-четыре-пять.
На другой руке опять,
Один-два-три-четыре-пять,
Надо гостью к нам позвать.
(звучит музыка, появляется Абулавиза).
А: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня к себе в гости. Как у вас здесь интересно. Скорее покажите и расскажите мне всё о настоящей зиме.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какая у нас бывает зима?
Дети: Холодная, морозная, студеная, снежная и др.
Воспитатель: А мы сейчас тебе покажем.
Солнце землю греет слабо (вверх, вниз руки)
По ночам трещит мороз (наклоны влево, вправо)
Во дворе у снежной бабы (покружиться)
Побелел морковный нос (задеть рукой нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на 2х ногах)
Вьюга злится, снег кружиться
Засыпает всё кругом
Белоснежным серебром (руки влево, вправо).
Воспитатель: А зимой у нас ещё дуют ветра. Дует слабый ветерок, он дует тихо вот так (тихо и длительно) у-ууу-ууу (дети повторяют). Бывает и сильный ветер, да как загудит (громко и длительно) у-ууу-ууу. Вот такие у нас бывают ветра.
Воспитатель: Расскажите, ребята Абулавизе, чем вы любите заниматься зимой.
Дети: Кататься с горки, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и др.
А: Пойдемте скорее на улицу. Я хочу всё увидеть своими глазами.
3. Затруднение в ситуации. Воспитатель: Подожди! Ребята, подскажите нашей гостье, можно ли ей в таком виде выходить на улицу? (ответы детей)
Д/и «Оденься правильно» (ответы детей) (на интерактивной доске)
4. «Открытие» нового знания. Воспитатель: Ребята, давайте мы нарисуем зиму? Только чем и на чём мы будем рисовать? Я ничего не приготовила.
А: Я вам помогу. У меня есть песок, возьмите его.
(Воспитатель берет 2 мешочка с песком и предлагает детям подойти к столу)
Воспитатель: Ой, да тут целых 2 мешочка. Они разные. А чем же они отличаются? (Предложить кому-нибудь из детей определить чем отличаются мешочки с песком.) Давайте рассмотрим, что в лёгком (высыпает песок). Только сначала запомним правило: «Когда ты трогаешь песок, пальцы в рот мы не берём и глаза свои не трём». Потрогайте его и скажите, какой песок? (дети берут песок в руки).
Дети: Холодный, сухой.
Воспитатель: Положите песок себе на ладошку, как трудно его удержать. Из чего состоит песок? (песок состоит из множества песчинок) Какие они по размеру? (они маленькие) Если песчинки сжать в кулачёк, они сыплются струйкой (воспитатель показывает, дети повторяют). Можно сказать, что песок …. (сыпучий). А вы слышите песенку песка? (с-с-с) Воспитатель показывает, и дети воспроизводят звук на одном протяжном выдохе (вместе и индивидуально).
Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем оставить следы на песке. Как наши пальчики бегают по песку? (воспитатель «случайно» встряхивает тазик, следы исчезают).
Ой, следы исчезли, рассыпались. Ну, конечно на сухом песке следы плохо сохраняются, ведь он сыпучий. А что же во втором мешочке?
Дети: Тоже песок.
Воспитатель: Давайте его мы потрогаем. Какой он?
Дети: Мокрый, холодный, тёмный.
Воспитатель: Мокрый песок также сыплется как сухой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он не сыпучий, он мнётся. Как вы думаете на мокром песке можно рисовать? Давайте проверим.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Давайте нарисуем то, что мы видим с вами, когда выходим на улицу. Представьте себе, мы вышли на улицу и увидели …. что?
Дети: Солнышко, небо, облачко, снежинки и др.
Воспитатель: Кто что увидел, то и нарисуйте (индивидуальная работа по рисованию предметов). А рисовать мы на песке будем стеками. (Дети рисуют).
Воспитатель: Я тоже нарисовала картинку. А что я нарисовала вы узнаете, отгадав загадку. Шляпку сделали на нём,
Нос приделали и в миг
Получился…. (снеговик).
Правильно, посмотрите, какой у меня снеговик.
Воспитатель: Послушайте меня внимательно (воспитатель произносит слова, нарисованные на картине, выделяя первый звук). Снежинка, снеговик, солнце, сугроб, сосулька, снежные дорожки. Какой звук слышится в этих словах? (Слайды на интерактивной доске)
Дети: С-с-с-с-с.
Воспитатель: Правильно, во всех словах слышится звук «с». Это же песенка песка. Давайте её мы вместе пропоём (дети произносят звук).
А: Как здорово рисовать на песке, но у меня дома очень жарко, песок на солнце высохнет и ваши картинки легко и быстро исчезнут, а я так хочу, чтобы они остались надолго.
Воспитатель: Дети, что же нам делать? А ведь мы научились колдовать. А давайте к нам в группу позовём Зиму, ведь Абулавизу мы смогли позвать. Приготовили пальчики и начали:
Один, два, три, четыре, пять
Начинаем колдовать.
Один, два, три, четыре, пять
Надо Зиму нам позвать!
Звучит музыка и в группу входит Зима. (Воспитатель в костюме зимы).
Воспитатель: Здравствуй, матушка – зима!
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Зима: Наблюдала я за вами и решила заглянуть к вам. Вы молодцы! Хорошо рисуете, много знаете обо мне. Но вот забыли рассказать о моих нарядах, о том, какая я по цвету. Давайте разберёмся.
Зима: Есть у меня, дети, для вас подарок. (Достаёт красивый сундук). Давайте заглянем туда. Принесла я вам цветные лоскуты шифона, посмотрите. Вот есть синий цвет. Когда мы можем увидеть зимой синий цвет? (когда морозно, ветрено, студёно).
А каким цветом вы бы передали солнечный зимний денёк? (слайд на интерактивной доске)
Дети: Жёлтым.
Зима: А какие краски вы бы взяли, чтобы передать зимнее настроение? (Дети отвечают, предполагают).
Зима: Есть у меня для вас, дети, еще подарки. (Прищепки, цветные шерстяные нити)
Зима: А давайте, дети, из моих подарков нарисуем зимнюю картину.
Дети располагаются на ковре. Начинают выкладывать из ткани, прищепок и нитей объёмные картины.
После завершения работы дети рассматривают картину.
Зима: Ну, дети, пора мне уходить. А нашей гостье из солнечной Африки я хочу подарить цветные лоскуты шифона на память о нашем прекрасном времени года – зиме (вручает коробку). До свидания!
А: Спасибо вам всем, дети, я очень рада, что узнала и увидела зиму. Мне тоже пора возвращаться в свою страну Песка. Хочу оставить вам коробку с песком, в ней спрятаны вам подарки. До свидания!
6. Осмысление. Воспитатель: Какие интересные гости к нам сегодня приходили. Оказывается, есть места, где нет морозной зимы. Как вы думаете, Абулавиза поняла, какая у нас бывает зима? Давайте вспомним (ответы детей).
Затем дети ищут в песке свои подарки.
Комментарий к сценарию
Используемая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Под ред. У. С. Ушаковой, Е. Н. Струнина,- Москва; 2008г.
3. Сайт «Всё для детей»
4. Социальная сеть работников образования nsportal. ru .