Татьяна Скрягина
Образовательная деятельность с дошкольниками «Гадкий утенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: «Гадкий утенок»
Основные цели: установление связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Дидактические материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Иллюстрации и картинки с птицами, предметные картинки.
Раздаточный материал:
1. Тарелочка: два пера.
Публикация «Образовательная деятельность с дошкольниками „Гадкий утенок“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Утки, утята
- «Гадкий утенок» Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Тарелочка: на ней два кусочка бумаги.
3. Тарелочка: на ней подставка с кисточкой.
4. Крышки с жиром
5. Тарелочка с водой
6. Салфетки.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок»
2. Рассматривание картинок и фотографий с птицами.
3. Опыт - наблюдение «Как устроено перо»
Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации актуализируются и дополняются представления детей о внешнем строении птиц, о классификации птиц; в процессе экспериментальной деятельности дети открывают для себя причину, из- за чего не тонут водоплавающие птицы.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: создание интересной мотивации - переполох среди птиц: как помочь гадкому утенку. (Хочу – могу – надо.)
(Сидим на коврике)
- Ребята, мы с вами уже и иллюстрации рассматривали о зиме, и фотографии просматривали, и картины, и читали стихи о зимушке- зиме. А сейчас мы послушаем как о зиме пишут музыку композиторы. Это произведение сочинил Чайковский.
(включаю магнитофон, произведение П. И. Чайковского «Времена года. Зима», вдруг мелодию перебивает гомон птиц)
-Что за переполох? Чьи это голоса? (ответы детей)
-Каких именно птиц вы слышите? (ответы детей)
-Правильно. А что это за птицы? (ответы детей)
-Как вы думайте, о чем разговаривают, шумят, спорят птицы? Ответы детей.)
2. Актуализация.
Дидактическая задача: выделение знаний у детей классификации птиц, о внешнем виде птиц и строении.
А оказывается вот что произошло (переворачиваю мольберт) : на листе изображено дерево и птицы на нем)
- Одна мудрая птица, сова, рассказала остальным историю: «Давным- давно, недалеко от большого озера, жил «гадкий утенок».
(переворачиваю мольберт)
У него было очень много друзей среди птиц»
-Посмотрите, сколько много их.
На какие две группы разделили бы вы их? (ответы детей)
- Распределим их по группам, по очереди: к солнышку какие птицы?
- К снежинке?
- Ребята, почему от солнышка еще две стрелочки: к лесе и к воде. (Есть птицы, живущие в лесу и на воде)
- Как называем птиц, которые живут около водоемов и на воде? (ответ детей)
-Каких водоплавающих птиц вы знаете?
А наш утенок, ведь вы назвали Утка? (Тоже водоплавающий, только он маленький.)
- Так вот, наш маленький утенок, то есть, если быть точными, на самом деле кто он, что за птица? (Лебедь)
-Правильно, молодцы, он птенец лебедя. Он был очень любознательный и не любил сидеть на месте. Он решил перебраться на другую сторону озера. Но как? Вот и расшумелись птицы, и стали спорить, и советовать ему как перебраться.
- Как же он сможет перебраться? (ответы детей)
- Он еще меленький, не может летать так хорошо. (ответы детей)
-Хорошо, молодцы, согласна. Мы сейчас с вами и посмотрим, как выглядит наш герой, действительно он сможет переплыть. Для этого соберем картинки
-Разделимся на три группы.
-По сколько человек около каждого стола будет?
- Собираем. Кто же у нас на картинках? (ответы детей)
-Молодцы, вы составили совершенно одинаковых птиц, отличаются они друг от друга только внешним видом. Обратите внимание, что птенец лебедя не очень красив, но как прекрасен уже взрослый лебедь. У всех есть: голова, туловище. Покрытое перьями, хвост, крылья, ноги.
- Но все из них смогут переплыть озеро?
(Нет, отличается синица строением ног: нет перепонок между пальцами на ногах)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
организация анализа детьми возникшей ситуации: испуг птенца лебедя ;
подведение детей к фиксации затруднения: птенец лебеды не тонет;
выявление причины затруднения «почему птенец лебедя не утонет, даже если не будет грести ногами»».
-Хорошо, но наш герой, еще маленький, и он боится, что когда будет плыть, устанет, и во время остановки может утонуть.
- А мы сможем ему объяснить, что он не утонет, даже если не будет грести ногами?
- Почему не сможем? (ответы детей)
-Значит, что нам надо сделать?
-Как? Где?
4. «Открытие» нового знания.
Дидактическая задача: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания – представление о том, почему не тонут водоплавающие птицы при остановке.
-Предлагаю вам самим открыть, почему так происходит, для этого мы с вами отправимся в нашу лабораторию.
-Мы становимся настоящими исследователями и сотрудниками лаборатории, то есть мы будем трудиться вместе.
Что значит трудиться вместе! (ответы детей)
(Ребята с педагогом подходят к столам)
Что нам сегодня предстоит сделать вместе? Что мы будем исследовать?
Почему перья?
Правильно, возможно здесь т кроется секрет или нет, это нам надо выяснить.
Перед вами карточки с изображением органов чувств!
Карточки стоят внизу мольберта.
Посмотрите на них и скажите, как органы чувств помогают нам при исследовании предметов.
(Исследовать предмет нам помогают глаза, с помощью глаз, зрения мы можем увидеть, рассмотреть предмет.)
Зрение поможет нам при исследовании перьев?
(Педагог ставит карточку с изображением глаза наверх мольберта)
-Исследовать предмет нам помогает язык, с помощью языка, мы можем попробовать предмет или вещество, узнать какой он на вкус.
Орган вкуса – язык - нам нужен при исследовании камня?
(Педагог переворачивает карточку с изображением языка и оставляет внизу мольберта.)
-Исследовать предмет нам помогает рука, с помощью руки, мы можем взять предмет в руки и исследовать его.
-Рука поможет нам при изучении перьев? (ответы детей)
(Педагог ставит карточку с изображением руки наверх мольберта.)
-Исследовать предмет нам помогает нос, с помощью носа, мы можем понюхать предмет, почувствовать его запах.
Орган обоняния - нос поможет нам при исследовании? (ответы детей)
(Педагог переворачивает карточку с изображением носа и оставляет внизу мольберта.)
-Исследовать предмет нам помогают уши, с помощью уха, мы можем послушать предмет, узнать какой он издаёт звук.
Орган слуха - ухо нам необходимо? (ответы детей)
(Педагог переворачивает карточку с изображением уха и оставляет внизу мольберта.
Сверху мольберта остаются две карточки с изображением глаза и руки, внизу мольберта три перевёрнутые карточки, с изображением языка, носа, уха.)
Молодцы, вы знаете, как исследуют предметы! Вы смогли выделить те органы чувств, которые нам нужны при исследовании перьев.
- Посмотрите! У нас получился план исследования: рассматриваем, потом действуем руками.
- Перед вами два пера: гусиное и куриное.
- Чем похожи и чем отличаются? (ответы детей)
- Вспомним как устроено перо? (ответы детей)
- Молодцы. Рассмотрели, теперь действуем руками: опускаем в воду перья, поднимаем из воды.
- Что с ними произошло? (ответы детей)
- Это действительно так, не зря говорят «как с гуся вода» или «мокрый как курица»
- Почему же так происходит?
- Сейчас мы попробуем понять это.
- Перед вами лежит кусочек бумаги, опустите его в воду. Что произошло с ним, когда вынули из воды.
- Возьмите второй кусок бумаги и над тарелочкой смажьте его с помощью кисточки жиром. Опускаем в воду и вынимаем. Что произошло? (ответы детей)
- То же самое происходит у водоплавающих птиц: у них есть специальная жировая железа, жиром которой они при помощи клюва смазывают перья.
(Педагог показывает иллюстрации)
- Именно поэтому вода скатывается с перьев птиц, они не намокают, и птицы не тонут.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.
Дидактическая задача: закрепление у детей нового знания.
- Ребята, как же нам передать или рассказать о нашем открытии птенцу лебедя, как нам успокоить его? (ответы детей)
- Действительно, можно передать по почте, но почты в лесу нет.
- Какие птицы раньше помогали переправлять письма, записки? (ответы детей)
- Хорошо мы сможем письмо отправить с голубем. Но что положим в конверт? (картинки)
- Выбираем их и выставим на мольберт в последовательности, чтобы наш герой действительно смог понять, что мы хотим рассказать ему.
(1. Птица- рассказываем этим, что он птица. 2. Перо- все его тело покрыто перьями. 3. Он их смазывает жиром с помощью клюва. 4. Плавает и находится на воде- не тонет)
(Дети ещё раз рассказывают)
- Кладем картинки, наш рассказ в конверт.
- Где мы сможем найти голубя? (ответы детей)
- Прикрепляем ему письмо.
6. Осмысление.
Дидактическая задача: фиксирование детьми достижения «детской» цели: узнали о связи между строением и образом жизни птиц, помогли «гадкому» утенку преодолеть страх, переплыть озеро.
- Что мы сегодня исследовали?
- Для чего мы это делали?
- Кому смогли помочь?
- Какие новые знания дали вам возможность помочь птенцу лебедя?
- Молодцы! Вы сегодня были настоящими исследователями – научными сотрудниками, и вместе сделали новые открытия, потому что работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Вы настоящая команда! Я горжусь вами!
- Ребята, чтобы птиц успокоить, которые начали спорить после рассказа совы, может мы им с помощью наших рисунков покажем, что «Гадкий» утенок может плавать, и так он переберётся на другой берег.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Таблица
«Логическая основа образовательной ситуации»
Педагогическая цель Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Новое знание = детское «открытие» Почему на гусиных перьях вода не задерживается?
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать Классификация птиц. Строение перьев у птиц.
Причина затруднения Почему на перьях водоплавающих птиц вода не задерживается.
Цель деятельности детей по преодолению затруднения Узнать связь между строением и образом жизни птиц.
Литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).