Сернецкая Татьяна
Образовательная деятельность по социокультурным истокам «Радость послушания» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные :
1. Продолжать дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».
2. Учить детей работать в микрогруппе.
Развивающие:
1. Развивать у детей мотивации к послушанию взрослым.
2. Развивать адекватную самооценку.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительные черты характера.
2. Воспитание добрых чувств и отношений через общение с близкими людьми.
Виды деятельности : коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.
Публикация «Образовательная деятельность по социокультурным истокам „Радость послушания“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Формы организации: подгрупповая, 8-10 человек, индивидуальная (самостоятельная деятельность обучающихся).
Формы реализации детских видов деятельности : Разговор в круге. Ситуативный разговор. Рассматривание иллюстраций. Создание игровой ситуации. Хороводная игра. Разговор в ресурсном круге.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка»,
2. Хороводная игра «Ходила младёшенька по борочку»,
3. Проведение в группе активного занятия «Радость послушания».
4. Заучивание пословиц и поговорок о послушании.
5. Закрепление правил поведения в детском саду, дома, на улице.
6. Зарисовка сюжетов из любимых сказок о послушании.
7. Игра «Аленький цветочек» - рассказывают о своих послушаниях.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Книга для развития детей 5-6 лет «Радость послушания», иллюстрационный материал к сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», книги: «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», видеофрагмент сказки «Царевна лягушка», аудио фрагмент к сказке «Аленький цветочек»
Раздаточный: картинки иллюстрации по сказкам; корзина, платок на голову, аленький цветочек.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, шкатулка, стулья,
Методические приё мы:
- Приветствие «Доброе утро».
- Просмотр (картинки из сказок).
- Беседа по сказкам о послушании.
- Прослушивание аудиозаписи – отрывок из сказки «Аленький цветочек».
- Просмотр отрывка мультфильма «Царевна-лягушка».
- Хороводная игра «Ходила младёшенька по борочку».
Ход деятельности
1. Присоединение к теме.
Воспитатель: Доброе утро дети! Доброе утро уважаемые гости! Ребята, у нас сегодня присутствует много гостей. Давайте поздороваемся, и поприветствуем всех здесь присутствующих. Дети: приветствуют хором: Рады гостям, Как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем!
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг, Ты мой друг, и я твой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться. Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.
Воспитатель: Радостью наполняются сердца родителей, когда сын или дочь с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету. Глубокую печаль чувствуют мать и отец, когда дети не прислушиваются к родительским наставлениям, предостережениям. Условием истинного послушания является взаимная любовь детей и родителей. Мне очень хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал сво мнение, что для вас является послушанием. (Ответы детей)
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Быть послушным, значит внимательно выслушать то, о ч м тебя просят, и сразу же сделать это. Послушным детям не надо много раз повторять одно и то же. Они с радостью повинуются родителям, потому что любят их. (Приглашаю сесть в круг) Сядем кружком, да поговорим ладком (Дети садятся).
2. Основной этап
Воспитатель: Ребята, я знаю вы любите отгадывать загадки. А у меня есть шкатулка, шкатулка эта не простая, а полная интересных загадок.
Воспитатель: Предлагаю послушать первую загадку.
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные,
Реченька, спаси меня
Ты спаси меня и братца!
Воспитатель: Как сказка называется?
Дети: «Гуси-лебеди»
(Воспитатель выставляет на выставку книгу «Гуси-лебеди».)
Воспитатель: Какая беда случилась у девочки?
Дети: Гуси-лебеди унесли братца к Бабе-Яге.
Воспитатель: В чём ослушалась девочка родителей в сказке «Гуси-лебеди»?
Дети: Оставила братца одного и убежала гулять.
Воспитатель: Почему девочке сначала отказались помогать, а затем помогли речка, печка, яблонька?
Дети: Сначала девочка не послушалась их, а затем, чтобы спастись от гусей-лебедей, проявила послушание : попила киселька с молочком, съела ржаной пирожок и лесное яблочко.
Воспитатель: Как вы думаете, Машенька ещ раз оставит брата одного? (ответы детей) Воспитатель: Я тоже так думаю, что она будет слушаться родителей. Ведь родители ей доверяют и надеются на нее.
Воспитатель: Правильно. Молодцы ребята!
Воспитатель: Предлагаю вам встать в хоровод и спеть русскую народную песенку «Ходила Младёшенька по борочку»
(Проигрывание под музыкальное сопровождение хороводной игры «Ходила младёшенька по борочку»)
Ходила младёшенька по борочку,
Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку.
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету-батюшке да спрошуся,
Пойду к свету-батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».
(Беседа с детьми)
Воспитатель: Что делала «младешенька во борочке»?
Дети: Ходила младешенька по борочку, брала ягодку земляничку.
Воспитатель: Что случилось с «мдадешенькой», когда она брала ягодку земляничку?
Дети: Наколола ноженьку на былинку, болит, болит ноженька, да не больно.
Воспитатель: Что девочка говорит о послушании батюшке и матушке?
Дети: Пойду к свету батюшке да спрошуся, У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти, пусти, пусти, матушка, ягод рвати»
Воспитатель: А у меня следующая загадка из шкатулки. Давайте прослушаем фрагмент и попытаемся догадаться о какой сказке идёт разговор.
Долго за морем он был, наконец домой приплыл. Дочерям привёз подарки. Старшеньким – каменьев ярких. Младшей, спрятав в узелок, Чудный….
Дети: Аленький цветок.
(После того как дети отвечают, воспитатель достаёт книгу Аленький цветочек из шкатулки)
Воспитатель: Верно, это аленький цветок.
- Как называется эта сказка? («Аленький цветочек»)
(Воспитатель выставляет книгу на выставку «Аленький цветочек»)
Воспитатель: Ребята, подумайте, что является главным в этой сказке?
Дети: Любовь и уважение младшей дочери, желание выручить своего отца.
Воспитатель: Ребята, как в этой сказке проявилась радость послушания? Объясните, почему вы так думаете?
Дети: Девочка послушалась отца и этим спасла его; также послушалась чудовища, вернулась обратно во дворец, тем самым спасла его от чар злой волшебницы. Воспитатель: Верно, молодцы! Доброта и послушание являются основой счастья.
Воспитатель: Ребята, а у меня в шкатулке есть цветочек и он тоже не обычный, я предлагаю его передать по кругу и сказать, как можно больше добрых слов.
Воспитатель: ещё одна загадка, да не простая. Я предлагаю посмотреть отрывок (просмотр мультфильма)
- Вы узнали сказку? (ответы детей)
Воспитатель: Стрела молодца угодила в болото, Ну, где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут…
Дети: Царевна лягушка.
Воспитатель: Правильно
(на выставку выставляется книга «Царевна лягушка»)
Воспитатель: Ребята, в чём проявилось послушание Ивана царевича?
Дети: Он выполнял все просьбы отца.
Воспитатель: Правильно, в этой сказке послушание проявляется к родительскому слову.
- Ребята, скажите, почему необходимо слушаться взрослых?
Дети: Родители любят своих детей и поэтому желают им добра, учат их добрым поступкам. Родители уже многое знают, поэтому помогают своим детям, показывают, как поступать в разных ситуациях.
Воспитатель: Верно ребята. Если всегда слушаться родителей, то всегда будем счастливы.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о послушании вы знаете?
Пословицы о послушании :
Послушному — одно слово, непослушному — сто.
Кого уважают, того и слушают.
Любишь говорить — люби и слушать.
«Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит».
Воспитатель: Ребята, а в шкатулке есть еще, что то интересное. Это иллюстрации к разным сказкам. Предлагаю вам подумать и выбрать иллюстрации сказок, герои которых проявляют послушание.
Воспитатель: Ребята, мы проявляем послушание не только тогда, когда прислушиваемся к советам старших, но и тогда, когда выполняем установленные правила.
Например:
«Мой руки перед едой».
«Переходи дорогу только на зел ный сигнал светофора, не забывая смотреть по сторонам».
3. Заключительная часть (ресурсный круг)
Воспитатель:
Давайте мы составим правила, которые очень важно соблюдать, и будем им всегда следовать в нашей группе, а чтобы легче нам составлять эти правила, мы объединимся в 2 группы (деление на 2 микро группы). Дети обсуждают в микро группах правила, затем их утверждают в общем круге.
Ответы детей: Мы посовещались и решили
Приходя в детский сад, здороваться со взрослыми и детьми.
Дружно играть.
После игры вместе убирать за собой игрушки.
Собираясь на прогулку, помогать друг другу одеваться.
Слушаться старших.
Соблюдать тишину.
Беречь книги, игрушки, пособия и вещи.
Не ссориться.
Уметь договариваться.
Воспитатель:
Перед вами находится дерево яблонька. На столе лежат плоды этого дерева. (карточки - яблоки зелёного и красного цвета). Плоды эти не простые, а плоды послушания имеют зел ный цвет, а непослушания красный. Ребята, если вы довольны своим поведением, и всегда слушаетесь берете зеленое яблоко, а если вы понимаете, что не всегда поступаете правильно, тогда берете красное яблоко.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? ( ответы детей: о послушании). Какое жизненное правило вы считаете для себя наиболее важным? (ответы детей) Я уверена, что вы послушные дети, радуете старших, заботитесь о младших, добросовестно выполняете любое порученное дело. А если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша будет просто замечательной.
Список используемых источников
• Истоковедение. Том 11.—М. : Издательский дом «Истоки», 2017.— 40с.
• Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное — М. : Издательский дом «Истоки»,2016.—126с.
• Радость послушания. Книга 2, для развития детей дошкольного возраста (5-6лет)
• Радость послушания. Развитие речи. Книга 2, для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет)