Юлия Тришина
Образовательная деятельность «Пасха радость нам несет»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: Старшая дошкольная группа
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интегрированные виды детской деятельности: Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Публикация «Образовательная деятельность „Пасха радость нам несет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии Социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала и конца занятия», «Рефлексия».
Цель:
познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней «Пасхи» и с Библией для детей
Задачи:
Образовательная: Знакомить детей с православными праздниками и традицией их празднования и понятиями христианской веры; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания через знакомство с православными праздниками
Развивающая: Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки и литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа; формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Воспитательная: Воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству, к основам изучения культуры страны и родного края русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством (пословицы и поговорки) о Пасхе, знакомство с художественными произведениями «Пасхальные рассказы русских писателей» из серии «Пасхальный подарок» (изд. «Никея», редактор Стрыгина Татьяна, Дионисий Священник «Пасхальный кулич. Рассказы для детей ««Пасхальный подарок для детей» (редактор Игумен Киприан (Ященко, изд. Благотворительный фонд «Покровъ»). «Библия для малышей» Т. Вульф, каталог –образцы «Пасхальные открытки «Писанки», подвижные и сюжетно- ролевые игры: «Игра «Найди яйцо», «За двумя зайцами», Катание яиц», «Пронеси и не урони», «Несушка», «Курица и цыплята», прослушивание музыкальных композиций НФ «Детский епархиальный образовательный центр «Пасхальный подарок», «Колокольный звон», презентация «Пасха»
Материал:
демонстрационный: ноутбук, презентация Power Point «Пасха»; музыкальная интерактивная презентация «Физ. минутка «Солнышко лучистое…»» оформление интерьера группы к празднику Пасха, пасхальными символами, музыкальная фонограмма «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, картины и иллюстрации о Весне
Раздаточный на каждого ребенка: на подставке белое вареное куриное яйцо, баночка с пищевым красителем, ложку, салфетку смоченную маслом, влажные бумажные салфетки и сухие бумажные салфетки, бумажная салфетка для рисования и фломастеры.
Ход совместной организованной деятельности
Организационный момент.
(Социоигровая технология В. Букатова «Приветствие»)
- Здравствуйте, ребята дорогие! Я - рада встречи с вами
Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»
(Воспитатель- предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)
Мы ногами топ-топ, топают ногами
Мы руками хлоп-хлоп! хлопают руками
Мы глазами миг-миг моргают глазами
Мы плечами чик-чик. поднимают - опускают плечи
Раз-два, раз-два
Нам здороваться пора.
Всем - Большой привет! машут рукой
Ну, а мы, ребята, начинаем и всем здоровья желаем.
Прослушивание фонограммы «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой
- Ребята, тихонечко.! Прислушайтесь, что же мы слышим? (Ответы детей: это звучат колокола)
- Верно! Это звучат колокола. Колокольный звон – который всегда на Руси сообщают народу о каком –то событии. Сейчас мы с вами прослушали композицию Л. Евсеевой «Пасхальный перезвон», который своими мелодичными звуками рассказывает нам о светлом празднике Весны -, который называется «Пасха». На Пасху в церквах звонят колокола. Звонят они по- особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья
Он звучит со всех сторон!
- Именно в этот день, один раз в год, в старинные времена на Руси любому человеку, взрослому или ребенку, можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам- колоколам. Но подняться в звонницу можно только тогда, если точно знаешь, что ты хочешь попросить у Бога. Просьба эта должна быть честная, чистая, без злых умыслов и идти от сердца. Она должна быть очень важная: о выздоровлении, о спасении, о помощи кому или в чем-то очень важном. Я вам сейчас тоже предлагаю, сложите ладошки вместе, закройте свои глазки, хорошо подумайте и молча, в тишине, про себя попросите у Бога самое заветное.
- Молодцы! Я уверена, что каждый из вас попросил у Бога что-то чистое и доброе. Ребята, а девушки на Руси в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола да приговаривали:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
- Пасхальному благовесту приписывается магический смысл и об этом сложено много народных примет
Ознакомление с устным народным творчеством «Пословицы и поговорки»
Воспитатель зачитывает поговорки:
• «Кто первой ударит в колокол на Пасху у того лен и конопля богаты будут»
• «Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая»
- Ребята, посмотрите, у меня на подносе лежат колокольчики, я предлагаю вам поиграть с ними. Мальчики, пропустите девочек вперед, разбирайте колокольчики.
Музыкальная подвижная игра «Веселый колокольчик».
Воспитатель предлагает детям взять колокольчика каждому. Воспитатель поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках и пританцовывая.
Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет – динь, динь, динь.
Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.
И звонкие капели – динь, динь, динь.
В ответ ему запели – динь, динь, динь.
- Молодцы! Какой у нас получился красивый перезвон, давайте все колокольчики положим на место. Проходите и присаживайтесь на стульчики, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед и помогать им сесть на стульчик. Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем внимательно посмотрите на экран, послушайте и отгадайте сами.
(Воспитатель включает презентацию, смотрят на экран, воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают)
Загадка
Колокольный звон летит во все концы,
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник Весны-это. (Пасха)
- Ребята, проходите и присаживайтесь на стульчики, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед и помогать им сесть на стульчик.
Беседа о Пасхе (ИКТ- технология, презентация «Пасха»)
(Воспитатель включает презентацию «Пасха», ведет беседу, рассказывает, дети смотрят и слушают)
- Верно! Этот особый праздник для всех православных людей, верующих в Бога. И называется он- Пасха, Светлый праздник, Воскресение Христово (Христианская Пасха). Этот праздник называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Иисус Христос и его ученики проповедовали идеи добра и любви. Они учили людей, прежде всего, любви, причем любви не только к своим родным людям, но и к людям вообще, даже к своим врагам. Ведь только любовь, доброта, справедливость смогут сделать нас лучше. А если мы, в первую очередь, сами станем лучше, то и мир вокруг нас тоже преобразится и станет добрее. Слово «Пасха» означает «освобождение. На Пасху, в пасхальную ночь, принято ходить на праздничную службу в церковь, где всю ночь православные люди молятся и просят Бога простить совершенные ими глупости, нанесенные обиды, грубые слова. В эту ночь проводится крестный ход- все прихожане (так церковь называет приходящих в нее людей) с иконами и крестами (вместе со священниками обходят 7 раз вокруг церковь вокруг. Длится, этот праздник целую неделю, но готовятся к ней 40 дней Великого Поста, люди в эти дни отказываются от мясной, молочной пищи -это символизирует очищение души. А неделю до Пасхи называют Страстной неделей. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга все начинают готовиться к встрече Пасхи: люди украшают свой дом, пекут куличи, расписывают яйца- Писанки, готовят большой праздничный стол со всяко вкусной едой У этого праздника есть свои символы:
• книга – «Библия», в ней рассказывается о сотворении мира, о пророчествах и о том, что нас ждет в будущем;
• Икона - это изображение лиц или событий библейских, или церковных историй;
• Крест- главный символ Христианства, символ победы жертвенной любви над злом и насилием;
• Свечи, которые символизируют божественный свет;
• Веточки вербы – символ весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом;
• Пасхальный кулич - праздничный хлеб, символ плодородия земли, людей и всего живого;
• Красное яйцо как символ торжества правды над ложью, жизни над смертью.
Беседа о весне и о признаках весны, рассматривание картин и иллюстраций о Весне
- Ребята, Пасха бывает весной, а какие признаки весны вы можете мне сейчас назвать? (Ответы детей: светит солнце, зеленеет травка, птицы прилетают и т. д.)
- Посмотрите, как красиво изображали художники на своих полотнах Весну
(Воспитатель показывает картины и иллюстрации, дети рассматривают. Воспитатель проводит индивидуальную работу)
- (ИНД) – Соня, назови, пожалуйста, и покажи нам картинку с изображением первых весенних цветочков (Ребенок находит и показывает)
- (ИНД)– Саша, как ты предполагаешь какой признак весны изобразил художник на этом рисунке? (Ребенок отвечает)
- (ИНД) – Аня, посмотри внимательно, на этом рисунке точно изображена Весна? (Ребенок смотрит, отвечает)
- Молодцы! Все верно назвали. Люди всегда славили прелести весны и еще описывая их в стихах, в прозе, а на Пасху еще и славят Иисуса Христа. В этот день наш спаситель – Христос вознесся на небо и воскрес из мертвых, потому радуются, все друг друга поздравляют и говорят: «Христос Воскрес!» и отвечают «Воистину Воскрес!». Сейчас я Вам буду зачитывать слова, а Вы восхвалять Христа. Для этого мы разделимся на две группы. Сначала мальчики говорят «Христос воскрес», а девочки отвечают «Воистину Воскрес!», а затем меняемся и уже девочки говорят «Христос воскрес», в мальчики им отвечают «Воистину воскрес!»
Речевая игра «Восхвалим Христа!»
(Воспитатель проговаривает слова, а дети дополняют их)
Пришла весна – пора чудес,
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков –
Мальчики: Христос воскрес! Девочки: Воистину воскрес!
Зазеленел уж темный лес.
Журчит родник –
Девочки: Христос воскрес! Мальчики Воистину воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Мальчики: Христос воскрес! Девочки: Воистину воскрес!
И просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна…. чудес!
Девочки: Христос воскрес! Мальчики Воистину воскрес!
Светлее в мире нет словес –
Все вместе: Христос воскрес! Христос воскрес!
- Воистину воскрес!
Дидактическая игра «Эмоции, связанные с историей Христа».
(Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми во время проведения дидактической игры)
- Когда Христос родился, какую эмоцию испытывают люди? (Ответ детей)
- (ИНД) – Петя, найди, пожалуйста, и покажи нам схематическое обозначение этой эмоции (Ребенок находит и показывает)
- Когда Христоса распяли на кресте … Какую эмоцию испытывают все православные люди (Ответы детей)
- (ИНД)– Саша, найди, пожалуйста, и покажи нам схематическое обозначение этой эмоции. (Ребенок находит и показывает)
- Молодцы! Верно! Весь православный народ радуется, когда Иисус Христос рождается и воскрешается, но очень переживают, грустят, а некоторые злятся, когда его распяли на кресте.
Ознакомление с устным народным творчеством «Народные приметы»
- Люди из древне наблюдают за явлениями природы и существует много народных примет. Вот и на Пасху ранним утром, на восходе солнца, люди выходили на улицу посмотреть, как «оно восходит пританцовывая, играя». Находясь близко к горизонту, солнце может изменить форму или цвет, меняя его от оранжевого до красного оттенка. По солнцу они предсказывали какой будет в этот год урожай.
• «На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».
• «На Святой дождь и гром – добрая рожь, да хороший урожай».
- В момент восхода старики осыпали детвору зерном и хмелем. Дети играли, боролись друг с другом, валялись по земле, чтобы весь год был здоровым. После восхода солнца все возвращались домой.
Давайте и мы поиграем с солнышком. Предлагаю пройти на ковер, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед, внимательно смотрите на экран, слушайте музыку и повторяйте движения вместе со мной.
Физ. минутка «Солнышко лучистое»
с применением ИКТ –технологии (Музыкальная интерактивная презентация «Физ. минутка «Солнышко лучистое»»)
(Воспитатель включает презентацию и предлагает детям отдохнуть и немного поиграть (потанцевать). Дети смотрят на экран, поют и повторяют движения)
Экспериментальная деятельнось – исследовательская деятельность-
- Проходите к столам присаживайтесь на стульчики, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед и помогать им сесть на стульчик. Ребята, раньше на Руси, да и в наше время было принято варить яйца в луковой шелухе, в свекле, в лоскутках, а также мастерить Пасхальные яйца своими руками. Пасхальные яйца изготавливали из драгоценных металлов и камней, из стекла, ткани из дерева. Посмотрите на столе для каждого я приготовила на подставке белое вареное куриное яйцо, а также баночку с пищевым красителем, смоченную маслом салфетку, влажные салфетки и сухие салфетки. Мы будем украшать яйцо.
- Как вы думаете, как это можно сделать? (Ответы детей: можно покрасить в один цвет, красиво его украсить, нарисовать разный рисунок и пр.)
(Воспитатель рассказывает о техниках, которыми можно покрасить яйца и демонстрирует уже крашенные готовые яйца).
- Верно. Яйца, окрашенные в один цвет- это Крашенки, а яйца с нанесением на них символического узора – Писанки. Для этого яйцо смачивали водой и обкладывали лоскутками, разными нитками, которые линяют, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Для того чтобы яйца получились расписанными пятнами, их обваливали в крупе (гречка, пшено или рис, плотно заворачивали в марлю и завязывали, затем луковой шелухе или свекле. Такие яйца называют Крапинки. Сейчас для окрашивания яиц можно использовать специальные пищевые красители. Для этого яйцо нужно сварить в обычной воде, и когда оно остынет, положить в емкость с окрашенной пищевыми красителями водой и подождать несколько минут, вытащить яйцо, дать ему обсохнуть и натереть его салфеткой смоченной растительным маслом, для того чтобы укрепилась и заблестела. Давайте и мы попробуем покрасить яйца.
(Воспитатель показывает технику покраски и предлагает детям повторить покрасить яйца. Дети самостоятельно экспериментируют).
-Ребята, не забывайте обработать руки влажными салфетками и насухо протереть сухими салфетками. Теперь мы с вами все яйца сложи вот на эту подставку и будем угощать наших гостей, которые придут к нам в группу
- Ребята, но яйца на Пасху не только расписывали, но с ними еще и играли. В старину придумали много игр с пасхальными яйцами. И я вам тоже хочу предложить поиграть в народные Пасхальные игры. Будем играть? Предлагаю пройти на ковер, мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед. Вставайте в круги начинаем игру
Малоплодвижная игра «Катись яичко»
Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами
«Ты катис, катись яичко, быстро, быстро по рукам,
у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам».
После этих слов, тот ребенок у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.
- Посмотрите, у меня на подносе яйца, вырезанные из картона синего и красного цвета, перевернутые цветной стороной вниз. Сейчас вы разберете по одному яйцу и таким образом поделитесь на две команды. (Дети разбирают и делятся на две команды). Теперь из каждой команды вы сами выбирете по одному игроку, которые будут у нас судьями. (Дети самостоятельно выбирают игроков –судей)
Малоподвижная игра «Раскрути яйцо»
Играют двое игроков из каждой команды. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Играют другие. Выигрывает та команда, у которой яйца крутились большее количество раз
Малоподвижная игра «Катание яиц навстречу друг другу»
Играют на гладком полу. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо не стукнулось, тот проиграл. Продолжают играть все пары игроков. Выигрывает та команда, у кого яйца стукнулись большее количество раз
Малоподвижная игра «Попади в мишень»
На некотором расстоянии на полу ставятся две мишени. Двое игроков (по одному из каждой команды) катают яйцо так, чтобы оно прикатилось как можно ближе к мишени. У чьей команды яйцо докатилось больше раз ближе к мишени - та команда выигрывает.
Продуктивная творческая деятельность «Пасхальная салфетка»
(нетрадиционная техника рисования)
- Ребята, вы немного отдохнули и предлагаю вам пройти к столам. Посмотрите какая красивая пасхальная салфетка, это я разрисовала бумажную салфетку. Я каждому из вас приготовила салфетку и фломастеры, предлагаю самостоятельно на свое усмотрение расписать фломастерами бумажную салфетку-подарок
(Дети самостоятельно расписывают фломастерами салфетку. Воспитатель проводит индивидуальную работу)
Индивидуальная работа с 2-3 детьми
–(ИНД)- Миша, посмотри внимательно каким цветом лучше сделать этот рисунок? (Ответ ребенка)
- (ИНД)- Таня, ты кому подаришь свою салфетку? (Ответ ребенка- маме)
- Хорошо, тогда подумай и вспомни, какой цвет любит твоя мама. (Ответ ребенка-розовый) Может лучше выбрать фломастер таким цветом?
- Молодцы! Посмотрите какие красивые салфетки у вас получились. Вы их вечером заберете и подарите тому, для кого приготовили свой подарок.
Заключительная часть
(Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»)
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Давайте сейчас вспомним что мы делали, что узнали нового, что услышали, что увидели? (Ответы детей)
- Совершенно верно! Мы с вами узнали о празднике Пасха, какие у него символы, поиграли, приготовили салфетки, покрасили яйцо, но вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям. А я вам тоже приготовила Пасхальный подарок - пасхальная наклейка. (Воспитатель дарит детям магнитики)
- Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно!
- До свидания ребята! Много вам радости, улыбок, и хорошего настроения
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие
(Дети прощаются, говорят: «До свидания»)
Литература:
1. Дидактические игры этнокультурного содержания [Текст]: методическое пособие / Сост. Л. М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. В. Кенеман; Под. ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989.
2. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006
3. .Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. – М. : ЦГЛ, 2006
4. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры [Текст] / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10.
5. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М. : Товарищество
«Возрождение», 1990.
6. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». /О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М., 2008
7. Капица Ф. С. «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы». Москва, Изд. «Флинта», Изд. «Наука», 2001.