Миршниченко Ольга Викторовна
Образование детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Образование детей с нарушениями зрения
ИЗ ИСТОРИИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ:
Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается Валентин Гаюи (1745 - 1822, французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых учреждений для слепых во Франции и в России
ЛУИ БРАЙЛЬ (1809 - 1852,
В 1829г. создал специальный шрифт,
основанный на комбинациях шеститочия, его
система охватывает буквенные, математические
и иные символы, позволяя слепому свободно
читать и писать.
В России первая книга по Брайлю вышла в
1885г.
Публикация «Образование детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Зрение в жизни человека является окном в мир.
Все знают, что 90 % информации мы
приобретаем благодаря глазам, поэтому
понятие 100% острота зрения является очень
значимым для полноценной жизни.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением.
Нарушение зрения – состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды. Наиболее распространенные у детей — спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В фаворитах близорукость и спазм аккомодации
Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном про-смотра менее 15 угловых градусов. Эти данные позволяют выявить детей, которым необходима медицинская помощь. Нарушение зрения мешает малышам познавать окружающий мир, ограничивает их ориентацию в пространстве, лишает их возможно-сти заниматься любимыми видами деятельности
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ РАЗДЕЛЯЮТСЯ НА
ГРУППЫ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ
Время поражения :
врожденные и
приобретенные
Характер протекания:
прогрессирующие и непрогрессирующие
Степень нарушения зрительной функции :
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимсясветоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04)
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Врожденные, приобретенные и наследственные.
генетически обусловленные заболевания — изменение
размеров глазного яблока, катаракта и многие другие;
врожденные доброкачественные образования в головном
мозге ребенка, которые проявляются по мере взросления
малыша; разнообразные заболевания матери во время беременности
(вирусные и инфекционные заболевания или нарушение
обмена веществ, сильные психологические потрясения);
наследственная предрасположенность — обычно она
включается в моменты сбоя работы нервной системы,
поэтому так важно создавать для малыша спокойные
условия развития, без стрессов и потрясений;
социальные и бытовые условия (плохое питание, бедное
витаминами, неблагоприятные природные и климатические
условия)
Большое значение имеет ранняя диагностика нарушений зрения у детей. Первое обследование у врача-офтальмолога необходимо провести еще в период новорожденности.
С трех до семи лет у ребенка развивается аккомодация, т. е. способность четко видеть на разных расстояниях. Поэтому особенно важно обеспечить ребенку в этот период хорошее освещение во время занятий, необходимо использовать материал с большим понятным шрифтом и избегать переутомления глаз.
Последствия поражений зрительного анализатора
Нарушения зрения человека неоднозначно влияют на перестройку психики и способствуют развитию больших компенсаторных возможностей, регулируе- мых ЦНС.
Процесс компенсации в тифлопсихологии — процесс замещенияутраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций.
Для компенсации зрительной депривации значение имеют:
речь,
благодаря
которой
слепые
окружающими и ориентируются в обществе; взаимодействие
ощущений (утраченные функции замещаются деятельностьюкинестетического анализаторов);
вибрационная чувствительность проявляется в сфере
пространственной ориентировки;
осязание компенсирует познавательные и контролирующие
функции.
У этих детей также наблюдаются нарушения в двигательной сфере: плоскостопие, гиподинамия, нарушение осанки и др. Нарушениям зрения могут сопутствовать также ДЦП, нарушения слуха, задержки умственного развития.
При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии, т. е. к слабости мышц. Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др.).
Также к особенностям развития моторики слепых и слабовидящих младенцев следует отнести почти полное отсутствие хватательного рефлекса. Ребенок не тянется к предметам, долго не может начать ползать. А начав, ползают ногами вперед, боясь удариться головой. Формирование навыка ходьбы может запаздывать на 2-3 года.