Наталья Владимировна Бобкова
Обоснование выбора программы «От рождения до школы» и комплекта учебно-методической литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение, в котором я работаю воспитателем, осуществляет свою воспитательно-образовательную деятельность по программе дошкольного образования «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Темочки:
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности. Прежде всего, хочу отметить, что программа «От рождения до школы» :
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
На основе программы «От рождения до школы», коллектив, нашего дошкольного учреждения, разработал и принял к работе Образовательную Программу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Соловушка» Курского района Курской области на 2016-2017 учебный год. (Программа утверждена на педсовете № 1 от 15 сентября 2017). Вторая часть программы, посвящена реализации в работе проекта по патриотическому воспитанию детей «Моя семья – моя Россия». Цель данного раздела: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
В связи с этим основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются :
образовательные задачи:
- знакомить детей с символами государства;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширить представления о городах России;
- познакомить детей с народным творчеством;
- расширить представления дошкольников о родном городе, области.
развивающие задачи:
- развивать интерес и любовь к родной природе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
воспитательные задачи:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, дет. саду, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- воздавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Реализация программы «От рождения до школы», как основной общеобразовательной программы обеспечивает права ребёнка на физическое интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребёнка», ФГОС ДО, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др., музыкальной, чтения.
Программа включает в себя ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы : разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал этого раздела ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программы в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Так как обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования, то в своей работе я использую парциальную программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева).
Целью данной программы является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В целях научно-методической поддержки в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации мною используется программа «Истоки» ( авторский коллектив: Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. и др.).
Цели и задачи реализации Программы : обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления. С введением ФГОС ДО во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, изменяется способ организации детской деятельности: это больше не руководство взрослого, но совместная деятельность взрослого и ребенка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Чтобы сделать процесс воспитания и обучения дошкольников более интересным, я использую в свою деятельности предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича. Она полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО:
- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования собственного пространства;
-данная предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию основной образовательной программы нашего ДОУ и парциальных программ, используемых в моей работе;
- развивающая среда «Фиолетовый лес» содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Авторская технология интегрирует сразу несколько образовательных технологий: развивающее обучение, игровые технологии, элементы проблемного метода обучения, ИКТ.
Профессия воспитателя – это огромная ответственность за здоровье и жизнь детей, создание комфортных условий их пребывания в детском саду, а также постоянное саморазвитие с целью повышения результатов воспитания и обучения дошкольников. Поэтому я всегда стараюсь открывать для себя что-то новое в работе с детьми, интересоваться современными педагогическими тенденциями, программами и методиками, определяя для себя новые направления для саморазвития.