Получи документы

Анализ программы «От рождения до школы». Содержание исследовательской деятельности

Марина Леонидовна Кочетова
Анализ программы «От рождения до школы». Содержание исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие,формирование духовных и общечеловеческих ценностей и способностей.

Восновной программе дошкольного образования «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам.

Публикация «Анализ программы „От рождения до школы“, Содержание исследовательской деятельности» размещена в разделах

Тематический блок «Ознакомление с миром природы» вошел в состав образовательной области «Познавательное развитие», котораяпредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира и пр.

Результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребё нка в ходе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми

-игровой деятельности

-познавательной деятельности

-проектной деятельности

-художественной деятельности

-физического развития

Содержательный раздел образовательной программы

В данном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования.

Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В образовательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В разделе отражены направления парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми.

Что касается исследовательской деятельности, она отражена в образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

Поставлена цель: Развитие познавательных интересов и способностей детей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих).

Задачи познавательного развития:

Развитие детских интересов, любознательности.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Для планомерной реализации поставленных задач, авторами программы предлагается использовать метод экспериментирования.

Начиная со 2 младшей группы и на протяжении всего дошкольного детства, авторы предлагают использовать разнообразные формы работы, среди которых:

Рассматривание, наблюдение, игра – экспериментирование, исследовательская деятельность, экскурсии, ситуативный разговор, беседа, проблемные ситуации и пр.

Содержание экологического воспитания раскрывается не в самой программе, а в методическом пособии «Ознакомление с природой», О. А. Соломенникова (библиотека программы «От рождения до школы).

Данное пособие представляет интересующую нас деятельность в разделе : «Экспериментирование», предлагает следующее:

Средняя группа

«….Расскажите детям, что все природное окружение можно разделить на две части – живую и неживую природу. Пусть ребята сами приведут примеры живой и неживой природы.

В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; покажите, как комнатные растения могут поворачиваться к свету.

Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретает светлую окраску). Подведите детей к пониманию того, что недостаток света также плохо влияет на рост растений.

Покажите детям значение воды в жизни человека; уточните их знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду). Формируйте понятие о том, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Расскажите, что люди проводят специальную работу по очищению водоемов и рек. Вспомните пословицы и поговорки о воде: «Вода и мельницу ломает», «Вода путь найдет», «Много снега – много хлеба, много воды – много травы». Учите детей беречь воду – закрывать кран, после того как умылись…

Продолжайте расширять знания детей о свойствах песка и глины; дайте им возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах этих материалов…».

Старшая группа

«…Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности. Педагог должен создать для этого необходимые условия; в процессе исследований постоянно поощрять и тактично направлять деятельность детей. Важно, чтобы они самостоятельно делали для себя какие-либо открытия.

В уголке природы осенью вместе с детьми высадите растения на участок детского сада, пересадите комнатные растения. Занесите в помещение цветущие растения и высадите их в ящики в уголке природы. В это время можно провести опыты и показать детям, что растения дышат, растут, цветут и т. д.

В течение всей зимы периодически измеряйте палочкой снежный покров под деревьями; напоминайте детям о том, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Предложите раскопать снег и увидеть под снегом зеленую травку. Подведите детей к пониманию того, что зимой, в большие холода, очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. Расскажите, что зимой деревья и кустарники не погибают, а просто на это время прекращают свой рост.

Весной организуйте наблюдения за набуханием и распусканием почек, развертыванием листьев, появлением бутонов, цветением деревьев и кустарников. У травянистых растений в весенний период можно наблюдать следующие фазы: всходы, образование листьев, образование боковых побегов, стеблевание, образование органов цветения и цветение.

Летом необходимо показать детям созревание плодов и появление семян у растений. Интересные опыты можно провести, знакомя детей со свойствами земли, песка, глины, камней и воды. В зависимости от региональных особенностей используйте природный материал, который окружает детей. Рассмотрите с ними камни, почву, воду и побеседуйте о том, как человек может их использовать для своих нужд. Проведите элементарные опыты, которые помогут детям понять свойства этих природных минералов.

Учите детей фиксировать свои наблюдения: пусть ребята зарисуют то, что они наблюдали. Затем побеседуйте о результатах их наблюдений.»

Подготовительная к школе группа

«…В процессе опытно-исследовательской деятельности необходимо дать детям доступную им естественно-научную информацию; подвести их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Для проведения опытов в детском саду можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными.

Понаблюдайте с детьми жизненный цикл растений и животных. Следите за системой и последовательностью в работе. Предоставьте ребенку возможность увидеть развитие того или иного явления в природе. Чаще задавайте вопросы, на которые они будут самостоятельно находить ответ, например: «Что будет, если мы забудем полить растение? Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его занести в помещение? Что произойдет, если в аквариуме с рыбками не будет воды?». Предоставляйте детям возможность размышлять и делать самостоятельные выводы.

Поставьте в групповой комнате срезанные ветки деревьев (ветки возьмите в тот период, когда идет обрезка растений) и понаблюдайте, какие ветки распустятся быстрее.

Учите детей фиксировать свои наблюдения в рисунках или схематично. Предложите на протяжении нескольких дней зарисовывать растения. Учите детей видеть происходящие вокруг изменения.

Во время проведения опытов ребенок должен делать для себя какие-либо открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем-то ошибается. Предоставляйте детям возможность общаться между собой во время экспериментирования – это обогащает их жизненный опыт. Помогайте детям самостоятельно познавать окружающий мир. Экспериментирование должно проходить в естественной и непринужденной обстановке.

В этом возрасте дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Продолжайте расширять знания детей о природных ресурсах. Формируйте у них привычку разумно использовать энергетические ресурсы, водопроводную воду, почву, бумагу и т. д. ; вырабатывайте первоначальные практические навыки рационального природопользования. В процессе игровой деятельности на участке детского сада обратите внимание ребят на то, что не следует использовать для игр растения и насекомых…

В процессе экспериментирования у детей развиваются память, внимание, мышление, воображение и т. д.

Особое внимание следует уделять безопасности детей. Нельзя также в процессе опытов наносить вред растениям и животным.

Иногда дети сами обращают внимание на какой-либо интересный для них объект, в этом случае следует поддерживать их любознательность и желание узнать что-то новое.

Публикации по теме:

Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Программа «От рождения до школы» ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под ред. М. А. Васильевой, В. В.

Фрагмент рабочей программы в первой младшей группе по программе «От рождения до школы» Реализация образовательной темы «Папа, мама, я – спортивная семья» (12.09.2016 -16.09.2016) Цель: способствовать укреплению психического.

Карты индивидуального развития детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Карты индивидуального развития детей 5–6 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Поможем мишке собраться на день рождения» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи». Виды детской деятельности: игровая,коммуникативная,опытная,познавательно-иссле.

Перспективное планирование игровой деятельности в старшей группе по программе «От рождения до школы» сентябрь 1 нед. Игрушки. Дидактические игры «Какие», «Правильно-неправильно», «Подбери слова к игрушке» Сюжетно ролевые «Слушай внимательно,.

Приблизительное содержание рабочей программы для первой младшей группы .

Примерное содержание разделов дополнительной общеразвивающей программы Раздел, подразделы Перечень основных вопросов Пояснительная записка Направленность программы В данном подразделе пояснительной записки.

Содержание воспитательной программы «Экономический практикум» для воспитанников 7 группы с ОВЗ Экономика и её роль в жизни человека и семьи. Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования.

Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы В данной работе представлена авторская разработка по составлению и структурированию портфолио учеников начальных классов в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ программы «От рождения до школы». Содержание исследовательской деятельности
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 09:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ программы «От рождения до школы». Содержание исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Леонидовна Кочетова (УИ 1040765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД