Элеонора Четырёва
Обоснование выбора темы студийной работы «Маленькие театралы»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбора темы студийной работы
музыкального руководителя МКДОУ «Д/с «Алтн Булг» Четырёвой Э. Ш.
в рамках темы самообразования (2014-2016 учебные года)
С 1.01.2014 года вступил в силу ФГОС ДО, утверждённый приказом Минобразования России от 17.10.2013 года за №1155. Основное содержание ОО «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, теперь представлено в ОО «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Ведь нам важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интеграции художественных образов. В этом все виды искусства похожи. Их отличают лишь средства художественной выразительности. Но, в целом, назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декорировать идею художника, композитора, поэта, режиссёра, зависит от работы каждого из нас. Конечно же, внедрение всего нового – дело трудное, требующее творчества, инициативы, оптимизма в работе, неиссякаемой энергии.
Публикация «Обоснование выбора темы студийной работы „Маленькие театралы“» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
ОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру.
2. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности
Для решения поставленных задач я использую в своей работе театрализацию, которая позволяет сочетать в себе разные виды художественной деятельности, различные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр. Ведь именно музыкально – театрализованные игры являются одним из методов воспитания и обучения, одной из форм организации детей, рассматривается как деятельность «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.» Театрализация эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара – развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни.
Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. С этой целью на моих занятиях создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения.
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленького человека целым комплексом средств: художественное слово, художественно-декоративное оформление, музыка. Умело спланированная работа по театрализованной деятельности играет большую роль в целостном воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; в проявлении творчества; развитии всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрально-игровой деятельности в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих.
Работа театральной студии «Маленькие театралы» опирается на ведущие цели и задачи программы «От рождения до школы», а именно на характерную потребность старших дошкольников в самоутверждении, где руководитель студии обеспечивает условия для детской самостоятельности, инициативы и творчества. Побуждает детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
При планировании работы Театральной студии «Маленькие театралы» учитываются основные задачи :
1. Умение детей брать на себя роль, используя различные средства выразительности для передачи образа (интонация, жесты, мимика, походка, выразительные движения);
2. Научить детей организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
3. Определять и осуществлять основные подготовительные действия (подбирать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформлять место действия);
4. Формировать умение приглашать зрителей и показывать им спектакль;
5. Обучать воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях;
6. Формировать умение быстро овладевать собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д.
7. Импровизировать, проявлять творчество.
Театральная студия открывает свои двери для всех старших дошкольников. К работе с детьми по театрализованной деятельности я приступаю с октября месяца. Занятия в театральной студии планируются во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью не более получаса (30 мин.). Каждое занятие построено на определенном сюжете и отличается оригинальностью и насыщенностью содержания, активной сменой речевых и музыкальных видов деятельности, широким использованием наглядного материала, разнообразных игрушек. Все это превращает занятие в увлекательный творческий процесс.
При организации работы театральной студии я опираюсь на следующие принципы:
- специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексность, предполагающая взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами детской деятельности;
- импровизационность, согласно которой, театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.