Ирина Паньчова
Обогащение знаниями об истории и культуре родного края в целях формирования у детей национальной гордости и самосознания
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам татарского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, национального самосознания у подрастающего поколения.
Публикация «Обогащение знаниями об истории и культуре родного края в целях формирования у детей национальной гордости и самосознания» размещена в разделах
Свою работу в этом направлении мы начали с предметно-развивающей среды с создания в группе татарского уголка. В младших группах в уголке находились куклы (мальчик и девочка) в татарских национальных костюмах, сундучок с предметами одежды, яркие иллюстрации к татарским народным сказкам и произведениям татарских писателей. В режимные моменты мы рассматривали кукол, называли предметы одежды на русском и татарском языке, обращали внимание на их красоту, оригинальность. В средней группе татарский уголок пополнился куклами (мальчик и девочка) в русском национальном костюме, альбомами: «Мой родной Альметьевск», «Природа Татарстана», художественной литературой татарских писателей, настольно – дидактическими играми: «Укрась фартук татарским орнаментом», «Найди и назови», где знакомили детей с тремя элементами узора: тюльпан-лалэ, лист-яфрак, колокольчик-кыгырау. Татарский уголок в группе детей старшего дошкольного возраста был дополнен символикой РФ и РТ (герб, флаг, портретами президентов РФ и РТ, альбомами: «Столица Татарстана город Казань», «Города Татарстана», «Татарские писатели», «Композиторы Татарстана», информационным и наглядным материалом о России, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Мари-Эл, Мордовии. В настольно – дидактических играх: «Укрась ичиги», «Найди пару», «Сложи узор» появились ещё элементы узора: гвоздика-канфер ччге, трелистник-ч яфрак, пион-чалмабаш, шиповник-глимеш. Дополнительно к татарскому уголку был создан уголок УМК, благодаря которому пополнился учебно-методический материал по обучению детей татарскому языку. Появились видео и аудиоматериалы, рабочие тетради для детей, яркий демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры: «Собери птицу», «Бу кем?», «Бу нрс».
Дети младшего дошкольного возраста лучше воспринимают стихи, потешки, песенки, прибаутки, поэтому в своей работе мы использовали их: «Блли-б», «Ак калач», «Песи-песи», «Куянкай», «Туп», «Бу бармак-бабай», «Чбк уены», «Эй куян, куян», «Минем кызым курчагым», «мин елый кереп”. Перед детьми не ставилась цель запоминания фольклорного материала, только упоминали, что – это «татарская песенка или потешка» - дети более внимательно вслушивались в звучание слов. Во время сюжетно-ролевых игр предлагали детям посуду, расписанную татарским орнаментом: тарелки, чашки, чайник, называли её : тлинк, чынаяк, калак, чйнк. Дети рассматривали книги с иллюстрациями по татарским сказкам: “ Калач”, “Теремкй”, “ Шалкан”. Играли с детьми в подвижные народные игры : “ Шалтыравык белн уен” (Игра с погремушками, “ Тсле яулыклар” (цветные платочки, «Крст ле скнем”.
В средней группе мы продолжили работу по воспитанию любви к родному краю, обогащению знаниями об истории и культуре, быту татарского народа. Играли с детьми в словесные игры: «Бу кем?», «Бу нрсэ?», «Эйе-Юк», «Кем юк?», «Нрс юк, «Бир ле», «Уйна!». Рассматривали кукол в татарском и русском национальном костюме, сравнивали их, обращали внимание на особенности одежды, их названия – тюбетейка, колфак, кокошник; ичиги, сапожки; на орнамент, украшающий одежду. На занятиях по рисованию и аппликации знакомили детей с элементами простого узора: тюльпан, лист, колокольчик. Дети наклеивали готовые элементы узоров, украшая фартук или салфетку. Когда у детей сформировалось некоторое представление о национальном орнаменте, стали предлагать детям настольно-дидактические игры: «Найди и назови», «Сложи узор». В режимные моменты рассматривали альбом о природе родного края, знакомили детей с растительным и животным миром Татарстана, закрепляя при этом слова: аю, куян, бре. Во время сюжетно-ролевых игр: «Моя семья», «Напоим куклу чаем», «Магазин игрушек» повторяли слова, которые дети учили на занятиях по татарскому языку: бабай, би, ти, ни, кыз, малай, ипи, ст, чй, алма, тмле, аша, рхмт, туп, курчак и др. Играя в подвижные народные игры : «Чума рдэк, чума каз», “Крия- зкрия”, “ Ягыр” закреплялся счё т на русском и татарском языке: бер, ике, ч, дрт, биш. В свободное время продолжали знакомить детей с устным народным творчеством, читали потешки, стихи: “Кз”, “Кыш”, “ Минем нием”, “ Пескем”, “Аю”;” Кояш чык, чык”, “ би коймак пешер”. На музыкальных занятиях слушали татарские напевы, пели песни, выполняли движения под татарскую музыку:” Яфрак бйрме”, “ Рхмт нием”, “ Кыш бабай”, “Чыршы, Чыршыкай”.
У детей старшей и подготовительной группы шире стали познавательные возможности. Мы познакомили детей с символикой РФ и РТ (герб, флаг). Дети начали узнавать на портретах президентов РФ и РТ, называть их по имени и отчеству. На занятиях по художественному творчеству мы продолжили знакомить детей с татарским орнаментом. Познакомили с новыми элементами: гвоздика, трилистник, пион, шиповник. Рисовали на тему: «Кукла в национальном костюме», «Укрась ичиги (тюбетейку)»; рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, стараясь передать национальный колорит в сочетании цветов: красного, зелёного, жёлтого, синего. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей сравнивать, обобщать, рассуждать. При ответах на поставленные вопросы, развивается диалогическая речь, обогащается словарь. С детьми проводились беседы: «Татарстан – мой край родной», «Народы Республики Татарстан», «Одежда народов Татарстана», «Декоративно-прикладное искусство», «О природе Татарстана». В своей работе мы активно используем яркий иллюстративный материал УМК, который помогает больше заинтересовать детей. Дети с удовольствием рассматривают книги татарских писателей, альбомы: «Орнаменты народов Поволжья», «Писатели Татарстана», задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». Во время прогулки, трудовой, игровой деятельности используем в подходящих ситуациях русские и татарские пословицы и поговорки о дружбе, труде, честности, доброте. При этом лучше раскрывается их смысл, образность народного языка : «У доброго джигита всякое дело в руках горит», «Что сделаешь завтра, обдумай сегодня», «Что скромный делает руками, то хвастун языком» и др. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решать в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес к национальной культуре, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом татарского народа. Дети называют птиц и животных (тычкан, толке, буре, аю, куян, керпе, урдэк, тавык, этэч) приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем настольно - дидактические игры: «Собери птицу», «Наряди куклу в национальный костюм», «Путешествие в страну вещей», «Выложи орнамент». Называются цвета, названия одежды: клмк, чалбар; действия: ки, сал.
Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, почтительность и уважение младших к старшим. Мы познакомили детей со сказками татарских писателей: Абдуллы Алиша «Болтливая утка», «Хвосты», «Нечкебиль»; Габдулы Тукая «Водяная», «Шурале». В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, подводили к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают своё отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка» установили общее в этих сказках: подчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамочкины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. Сравнивая татарскую народную сказку «Хвастливый бай» с русской народной сказкой «Мужик и барин», установили сходство черт в изображении барина и бая, мужика и бедного джигита. Татарские народные сказки, как и сказки других народов, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрыми, смелыми, честными.
На физкультурных занятиях, на прогулке продолжаем играть и знакомить детей с татарскими народными играми : «Угадай и догони», «Продаём горшки», «Серый волк», «Скок-перескок», «Лисички и курочки», «Тимербай» и др. играми, при этом закрепляется счёт на русском и татарском языках, слова – йгер, сикер.
В сюжетно-ролевых играх дети отображают знания и накопленный жизненный опыт. Игры органически связаны с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, при этом также закрепляются слова и выражения, изученные на занятиях. В игре «Семья» - ти, ни, кыз, малай, нишлисе? Кая барасы? Йоклый, ашый, эч, китап укый и т. д. ; «Магазин одежды» - рхим итегез! Рхмт! Нрс кирк? Нинди? Кызыл, сары, яшел, згр, ак, кара и т. д. Совместно с воспитателем татарского языка и музыкальным руководителем знакомим детей с традициями русского и татарского народов и ежегодно проводим национальные праздники «Науруз», «Сабантуй», «Масленица», «Пасха»». Готовясь к праздникам, мы разучиваем песни, подбираем игры, аттракционы, татарские и русские пляски, оформляем празднично музыкальный зал или участок. В доступной форме рассказываем об истории каждого праздника.
Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Родители приняли активное участие в создании татарского уголка в группе. Полностью была обновлена одежда кукол в татарском уголке, оформлены альбомы : «Любимый город Альметьевск», «Пословицы и поговорки татарского народа», «Игры народов Поволжья», «Узоры и орнаменты народов Поволжья», пополнена библиотека книг татарских авторов. Согласно программе УМК родители пользуются видеоматериалами для просмотра дома: «Татар экиятлэре» (сказки на татарском языке, «Танцы народов Поволжья», «Биилэр итек-читеклэр» (Эх, пляшут наши сапожки, «Мультфильмнар 2,3 часть». Родителям была рекомендована для просмотра телепередача на татарском языке для детей дошкольного возраста «кият илендэ» на канале ТНВ в целях обучения детей разговорной речи. В раздевальной комнате красочно оформили информационный стенд : «Говорим по-татарски», где представлены материалы по татарскому языку для повторения с детьми дома, выставляется информация для родителей : «Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ республики Татарстан», «Уроки татарского языка онлайн «с нуля». На выходные дни родители могут забирать рабочие тетради домой для закрепления пройденного материала.