юлия Ермоленко
«Наш край родной» — развитие интереса у дошкольников об истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Наш край родной.
Развитие интереса у дошкольников
Об истории родного края.
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой».
А. Б Салтыков.
Публикация «„Наш край родной“ — развитие интереса у дошкольников об истории родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть украденные ценности. В условиях современной жизни коренным образом изменился быт наших детей. Угасали, теряли былую значимость некоторые традиции. А между тем это очень богатый, разнообразный мир, который оказывает огромное влияние на этическое и эстетическое воспитание детей. Сегодня необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями традиционной народной культуры.
С древних времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.
Содержание программы «Детство» реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому что бы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным играм, танцам, музыке, декоративно-прикладному искусству России. Ведь все это отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир мысли и чувства наших предков.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Фольклор не позволяет «скатится» к обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего свойственно детям.
Может быть, поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора. Поэтику русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается дух России. Что же включается в понятие «традиция»?
Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающихся из поколения к поколению и сохраняющихся в обществе в течение длительного времени.
Реализация системы образования невозможна без знаний традиции своей Родины, своего края.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя целый комплекс задач:
1. Воспитывать у ребенка любовь к семье, родному дому, детскому саду, родной улице.
2. Воспитывать чувство привязанности к родному селу, восхищение его красотой.
3. Воспитывать чувство уважения к людям труда.
4. Вызватьинтерес к истории возникновения окружающих предметов и понимание того, что все предметы были когда- то придуманы человеком.
5. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту и т. д. огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю, педагог прежде должен сам хорошо знать его, а та же должен придумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.
Работу по ознакомлению детей с культурой Южного Урала начинаем с младших групп. Весь материал берут из программы «Наш дом – Южный Урал», опираясь на разделы программы «Детство» по художественно-творческому развитию детей, по музыкально-театрализованной деятельности и т. д.
В программе «Наш дом-Южный Урал» очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, особенностях изобразительного искусства народов Южного Урала.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в нашем ДОУ создан музей. Во многих домах сохранились предметы старинного быта, поэтому благодаря родителям и детям наши экспонаты в музее подлинные. Здесь не только можно, но и нужно все потрогать рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов посещая музей.
В групповой комнате оформили уголок «Край родной» где размещены план нашего села, символика страны, Челябинской области, Уйского района. В группе отведен уголок «мини-музей» в котором, есть: альбомы «Дымковская игрушка»,«Филимоновская игрушка» и др., раскраски «Матрешки», народное творчество-рассматривая их дети знакомятся с элементами, узорами. В уголке есть игрушки: матрешки, свистульки-предметы старины, гармонь, крынки и др. в уголке «ряженья» находятся костюмы, платки.
Создала не большую карточку фольклора Южного Урала, в которую вошли колыбельные, частушки, потешки, пословицы, поговорки, песни, игры и сценарии праздников. Фольклор использую как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике, выполняем упражнения под потешки, при умывании, на труде. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки и другое.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники : осенние посиделки, масленница, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам, особое внимание уделяется укрепление связей с родителями. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздниках, изготовление атрибутов в мини- музее. Совместно с родителями познакомили с родословным древом жизни семьи. Детям очень интересно было рассказывать о своих членах семьи и о своих традициях. Дети очень любят слушать сказки, чтение христоматии «Южноуралские писатели детям» доставляет удовольствие и взрослым, и детям.
Анализируя уже проведенную работу по использованию русского народного творчества в развитие детей, я пришла к выводу, что влияние его на детей велико, так образцы декоративно-прикладного искусства пробуждают в детях желание творить самим Декоративно-прикладное искусство, используемое в процессе развития, формирует чувство пластики и формы, чувства ритма и цвета, способствует проявлению творческих способностей детей в различных видах деятельности.
Русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, поэтическое слово становится близкими и любимыми ими, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе к национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Дошкольное образование не исключает наличие регионального компонента развития и воспитание детей дошкольного возраста. Обращение к народной традиционной культуре как к средству у детей национальной толерантности, «Я», расширение информационного уровня.
Таким образом, использование элементов ураловедения в работе с детьми дошкольного возрасте и искусству, не окажется бесплодной, а дает положительные результаты. Особенно если есть взаимосвязь воспитателя музейного руководителя, если есть поддержка и совместная работа родителей, старшего поколения. И тогда попытка хотя бы минимального участия в развитии интереса детей к сокровищнице устного народного творчества,русской литературы