Лидия Грушецкая
Патриотическое воспитание детей через приобщение их к истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Лидия Михайловна Грушецкая
Воспитатель МДОУ «ЦРР д/с №154»
Патриотическое воспитание детей через приобщение их к истории родного края.
Что окружает нас детства? Родные места мы с теплотой вспоминаем всю жизнь, с гордостью рассказывая о своем родном крае. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, педагоги детского сада передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Любой край, область, деревня или село неповторимы. В каждом месте своя природа. Неповторимы и люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, художники и поэты. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их край, Родину.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Нужно отметить, что, каким бы особенным не был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично для всей страны.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли лучше представить себе, что их родной край является частью страны, мы даем им сведения из истории и географии страны, рассказываем о том, что дети не могут видеть в непосредственном окружении.
Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. В процессе воспитания мы создаем благоприятные условия для дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.
Тематическое планирование помогает педагогам правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными сообщаемыми детям сведениями. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий мы планируем весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Первый этап работы. Средняя группа
Примерные темы Пути достижения цели Формы, методы закрепления
Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, детский сад, труд людей в детском саду
специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении
дидактические словесные игры "Радио", Расскажи мне о себе", "Кто потерялся"
Природа на участке детского сада, в парке
Экскурсии в парк, наблюдения на прогулке, работа и наблюдения в уголке природы, чтение худ. произведений о природе. Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание картин, на которых изображена природа края.
Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки
Использование их на занятиях, в режимных моментах, кукольный, пальчиковый и настольный театр Театрализованные игры по русским народным сказкам "Колобок", "Теремок", "Репка". Музыкальное развлечение "Бабушкины сказки"
Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемыми в сказках Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе на специально организованных занятиях, иллюстрации к русским народном сказкам, беседа с детьми Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время, сюжетно-ролевая игра "Мы пришли в музей"
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий
Музыкальные праздники и развлечения
Знакомство с уральскими народными костюмами Специально организованное занятие
Отражение впечатлений в рисунках, играх
Знакомство с народно-прикладным искусством Урала
Рассматривание вышивки, народных глиняных и деревянных игрушек, изделий народного ткачества. Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно-ролевая игра "Мы пришли в музей"
Знакомство с деятелями культуры Урала
Рассказ воспитателя о писателях, их жизни. Рассматривание портретов Отражение впечатлений в рисунках, лепке
Второй этап работы. Старшая группа.
Примерные темы Пути достижения цели Формы, методы закрепления
Магнитогорск-его улицы, площади, памятные места Специально организованные занятия, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий с видами Магнитогорска Сюжетно-ролевые игры "Строим город", "Разбитая картинка"
Виды транспорта в городе
Занятия, беседы с воспитателем, рассматривание карты города Сюжетно-ролевая игра "Путешествуем по городу", "На чем приехали к нам гости". Отражение впечатлений в рисунках
Труд родителей, промышленность города Магнитогорска Посещение мест работы родителей. Беседы с воспитателем. Рассматривание книги "Челябинская орденоносная" Творческая игра "Мы строители". Сюжетно-ролевые игры "Торговый центр"
Леса, реки Урала
Рассматривание физической карты Урала, рассматривание фотографий рек, лесов.
чтение стихов о природе Творческие игры "На уроке географии", "Путешествуем по реке Урал", "Что увидели в лесу"
Краеведческие сведения о Магнитогорске Рассказ воспитателя о Магнитогорске. Посещение исторических мест города вместе родителями. Сбор краеведческого и познавательного материала для собственного музея Творческие игры "Мы пришли в музей", "Машина времени-путешествуем в прошлое города". Сюжетно-ролевая игра "Мы археологи"
Знакомство с историей Россией через народные былины, сказки Чтение былин, Рассматривание картин о богатырях. Беседы о мужестве, подвигах Театрализованные игры "Русские богатыри". Отражение впечатлений в рисунках
Русское народное музыкальное творчество Обучение детей пению народных мелодий. Знакомство с народными инструментами Исполнение песен, плясок, игра на ложках
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся людей культуры и искусства
Рассказ воспитателя о жизни великих людей. Рассматривание фотографий. Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами великих людей. Рассказы детей о увиденном Тематический вечер "Поэты Магнитогорска". Чтение детьми стихов
Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности Занятие в кабинете ИЗО, аппликация из гофрированного картона Самостоятельная художественная деятельность детей. выставки работ по темам "На уральских просторах"
Тематические вечера развлечения с привлечением родителей, бабушек, дедушек Ответственный за подготовку - музыкальный руководитель Семейная викторина "Дружная семейка", спортивная игра "Папа и я", интеллектуальный турнир "Почемучки"
Третий этап работы. Подготовительная к школе группа
Примерные темы Пути достижения цели
Формы, методы закрепления
Магнитогорск- город трудовой славы Беседа с детьми о предприятиях города. Рассматривание фотографий продукции магнитогорских предприятий Посещение детьми и родителями краеведческого музея. Рисунки на тему "Кем я хочу быть, когда вырасту"
Сельское хозяйство Челябинской области Беседы воспитателя о животноводстве, птицеводстве, овощеводстве Развлечение "Хлеб- всему голова"(пение песен, хороводы, стихи)
Значение Магнитогорска в Великой Отечественной войне Рассказ воспитателя о борьбе русского народа в Великую Отечественную войну, о героях-магнитогорцев. Обсуждение улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны Пение детьми песен военных лет. Рассматривание фотографий родных, которые были на войне
Животные, растения Урала Рассматривание фотографий животных, растений. Обсуждение редких животных и растений. Рассказ воспитателя о природоохранной деятельности Отражение впечатлений в рисунках, лепке
Комплексные занятия "Почему так назвали улицу " "Прогулка по родному городу" "Что я покажу в городе друзьям из других городов" Рассказы детей об улицах города, чтение стихов о городе, пение песен о городе Создание альбома "Дети о своем родном городе" (фотографии, рисунки детей)
Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с произведениями современных писателей, живущими в городе Магнитогорск Рассказ библиотекаря о творчестве поэтов и писателей. Осмотр выставки книг.
Чтение детей стихов о Магнитогорске Отражение впечатлений в рисунках, играх
Знакомство с жизнью выдающихся спортсменов города Магнитогорска и Челябинской области Рассказа воспитателя на занятии о жизни и спортивных успехах Спортивное состязание "Олимпийские надежды"
Художественное творчество детей, посвященное родному краю Конкурс работ на тему "Образ Магнитогорска в моей душе"
Выставка творческих работ детей
Тематический праздник с привлечением родителей, бабушек, дедушек Ответственный за подготовку- музыкальный руководитель "Колесо истории" - заключительный костюмированный театрализованный праздник с вручением призов и дипломов
Список литературы
1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988г.
2. Анциферова Л. Г. Психология формирования личности- М., 1981г.
3. Галигузов И. Ф., Баканов В. П. Станица Магнитная. -Магнитогорск,1994г.
4. Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала. История и культура -Магнитогорск, 2000г.
5. Дощкольное воспитание №12 - М., 2001г
6. Картошов Н. Слово о Магнитке - М., 1979г.
7. Кошелева Е. В., Николаева Н. В., Лизунова А. И., Таранова С. П. Казачок - Магнитогорск, 2009г.
8. Семиног А. Магнитка:полвека в строю - М., 1981г.
9. Щукин Г. И. Педагогические проблемы формирования позновательных интересов учащихся -М. ,1988г.
10. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско - Челябинск: Южноуральское издательства, 1976г.