Елена Поплевина
Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи, этапы и содержание работы по формированию словаря у де-тей
Работа проводилась с 4 апреля по 15 мая 2016 года в группе младшего дошкольного возраста от трех до четырех лет. В эксперименте участвовал 10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Цель формирующего эксперимента - повысить уровень сформированности словаря у детей 3-4 лет с помощью игровых средств.
Исходя из цели, были определены задачи работы по формированию словаря :
Образовательные задачи:
Публикация «Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
1. Обогащение и активизация словаря по темам : игрушки, овощи, фрукты, продукты питания, посуда, мебель, одежда, домашние животные и их детеныши, дикие животные и их детеныши, части тела.
2. Уточнения и закрепление словаря.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
1. Вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
2. Воспитывать любовь к окружающим.
Логопедическая работа в рамках работы по каждой лексической теме проводилась поэтапно:
I этап - формирования словаря (уточнение, активизация и расши-рение словаря).
II этап - самостоятельное употребление словаря детьми экспери-ментальной группы в сюжетно-ролевых играх.
Содержание работы:
Условием успешной реализации задач по формированию словаря являлась тщательная подготовка на подготовительном этапе, когда проводилась работа по отбору речевого материала для занятий с детьми, игры, игровые задания и упражнения, конспекты занятий.
Подбор материала для дидактических игр определялся задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирались игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря - природный материал (овощи, фрукты, животные и т. д.). В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми : («Разноцветный сундучок», «Чего не стало?», «Где наши ручки?», «Кто первым узнает?», «Чудесный мешочек», «Поручения», домино «Домашние и дикие животные», лото «Одежда, мебель, посуда» и т. д.). Эти игры мы широко использовали в нашей практической работе.
Дидактические упражнения, в отличие от дидактических игр, нс имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание при подборе речевого материала мы уделяли постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
I этап.
Цель данного этапа- формирование словаря (уточнение, активизация и расширение словаря)
Этот этап по времени занимал 2-3 дня и проводился перед каждой сюжетно-ролевой игрой.
На данном этапе тема должна была соответствовать лексической теме сюжетно-ролевой игры. Работа была направлена на уточнение и углубление знаний о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (игрушки, посуда, одежда, мебель и т. д.). Дети учились последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов.
При этом широко использовались такие приемы работы как: обследование предметов; сравнение предметов, позволяющее выделять различие и сходство между предметами, а также обобщать и классифицировать предметы по определенному признаку. Использовалась подборка познавательной и художественной литературы, иллюстраций по каждой теме.
II этап.
Его цель: самостоятельное употребление словаря детьми эксперимен-тальной группы в процессе сюжетно-ролевой игры.
На этот этап было отведено десять дней.
В начале формирующего эксперимента мы проводили сюжетно роле-вые игры по темам, которые были близки веем детям и не должны были представлять трудности ни для кого из них. Но, мы заметили, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи изученные существительные, глаголы и прилагательные, допускают ошибки в согласовании слов в предложении.
Поэтому во внеурочное время мы наметили проведение словесных дидактических игр и игровых упражнений на припоминание и называние слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Например, «Что это может быть?» (сделано из дерева - матрешка, стол, стул; можно пришить - пуговицу; можно сеть - хлеб, огурец, яблоко, помидор); «Как назвать вторым словом?» (морковь - овощ, чашка - посуда, шуба - одежда); «Что делает?» (мама - шьет, стирает, мост, работает, учит, лечит); «Какой, какое?» (снег - белый, пушистый, колючий, мокрый); «Узнай по описанию» (оранжевая, хрустящая, сладкая - морковь).
Было проведено 10 сюжетно-ролевых игр по темам: «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Части тела», «Посуда», «Мебель», «Одежда».
Ниже приведены фрагменты двух игр. Первая игра проводилась в начале формирующего эксперимента, а вторая игра проводилась в конце формирующего эксперимента.
Игра: «Подарки для Кати» по лексической теме: «Игрушки».
Цель: Развитие словаря детей через освоение первоначальных пред-ставлений ролевого взаимодействия.
Задачи: - Побуждать детей разворачивать игру в определенном игровом уголке, дополнять игровую обстановку, передавать сюжет из нескольких игровых действий с участием взрослого.
- Развивать умение принимать игровую роль, участвовать в не-сложном игровом диалоге.
- Развивать мышление и воображение.
- Формировать умение оперировать игровыми монетами достоинством 1р, 2р, 3 р, закрепить знание этих цифр.
- Обогащать словарный запас детей понятиями «монета», «цена», «продавец», «покупатель», «водитель», «пассажир».
- Учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках.
- Учить пользоваться словами, обозначающими качество и дейст-вие предмета.
- Активизировать словарь по теме «Игрушки»
- Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: кукла Катя; коробка с новыми игрушками; пустая полка; касса магазина; монеты достоинством 1, 2, 3 рубля, сделанные из картона; ценники стоимостью 1, 2, 3 рубля; бейджик для продавца; 20 оценочных карточек (10 с грустными и 10 с веселыми колобками)
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
- Посмотрите, кто к нам пришел на занятие? (Кукла).
- Её зовут Катя. Какая она? (Красивая, нарядная). Какого цвета у Кати волосы? (Черные). Какого цвета бант? (красный). Какого цвета платье? (белое) Какого цвета туфельки у Кати? (синие).
На данном этапе занятия для мотивации детей к высказыванию будут использоваться такие методические приемы как сюрпризный момент, показ и наводящие вопросы. Причем основной упор будет сделан на активизацию слов, обозначающих основные цвета.
Катя: Ребята, у меня сегодня день рождение и я вас всех приглашаю!
Л: Принимаем приглашение? (Да) Нужно подарить Кате подарки. Она любит играть. Можно подарить ей. (игрушки). Игрушки продаются. (в магазине).
-Где в магазине игрушки стоят? (они стоят на полках)
-Я как раз начала уборку делать на полках, все убрала. Они свободные. Сделаем здесь магазин игрушек? (дети соглашаются)
-Делаем заказ на фабрику игрушек. Я позвоню, а вы мне подсказывайте, какие игрушки можно заказать для Кати, (дети называют по очереди)
(выношу коробку с игрушками, которая была подготовлена заранее)
-Вот какие мы волшебники. Как быстро игрушки доставили. Размещайте их на полках магазина и не забудьте поставить ценники, (дети сами расставляют игрушки туда, куда хотят, расставляют ценники).
-Магазин готов. Давайте представим, что магазин находится в нашем городе, но не в детском саду, а далеко, на другой улице.
2. Проблемная ситуация:
-Как можно добраться до магазина. На каком транспорте? (ответы детей) Мыс вами поедем на автобусе. Дайте мы сделаем его из стульчиков, а потом выберем водителя? (Дети соглашаются).
-Автобус готов, кто будет водителем? (по считалке определяем води-теля) -Пока едем я вам покажу деньги, монеты, которые сделала сама, (рас-сматривают монеты, определяют их достоинство: 1 рубль,2 рубля, 3 рубля)
- Вот мы и доехали до магазина игрушек.
3. Распределение ролей.
- Я буду продавец. Что делает продавец? (Продавец продаст иг-рушки). Вы будете покупатели. Что делают покупатели? (Покупатели покупают игрушки).
4. Ролевое взаимодействие детей.
-Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине.
Хрюшки и зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата Все на полочках сидят с нами поиграть хотят.
Подходите, не спешите На игрушки посмотрите.
(Дети встают в очередь, выбирают игрушку, вступают в диалог с продавцом)
- Но для того, чтобы купить игрушку, вы должны о ней рассказать. Вот послушайте. Это цыпленок. Он желтый, пушистый. У него черные глазки и короткий хвостик. Он стоит 2 рубля.
На данном этапе будут использоваться такие методические приемы, как речевой образец, показ.
Полина А. самостоятельно описала игрушку - Это зайчик. Он серый и пушистый. У него короткий хвостик и длинные уши.
Матвею К. понадобилась незначительная помощь в форме дополни-тельного вопроса, так как его рассказ вначале звучал очень кратко: - Это цыпленок. Он желтый. Какой еще? Матвей отвечает - пушистый. Какие у него глаза? - У него черные глазки. Какой у него хвостик? - Короткий хвостик. Затем Матвей дополнял ответы других детей.
Саша К., Денис Ц., Максим 3. и Захар Б. составляли рассказ с помощью наводящих вопросов воспитателя. В результате у них получились примерно такие рассказы: «Это белка. Она рыжая. У нее пушистый хвост, черные глазки» (рассказ Саши). «Это собачка. Она черная. У нес пушистый хвост. Черные глазки» (рассказ Максима). Как видно из текста рассказов, все они достаточно похожи и схематичны. Дети не отходят от образца, не проявляют творчества, что говорит о недостаточном уровне их речевых умений.
Миша Н., Оля П., Таисия В. и Настя Е затруднялись в оформлении предложений, использовали ответы других детей.
Заключительная часть:
- Вот мы и купили подарки для Кати, пора садится в наш автобус и возвращаться обратно. (Дети садятся на стульчики с «купленной» игрушкой)
- Какую игрушку ты купил (а) (Имя? Сколько она стоила? (спрашиваем каждого ребенка).
-Вот мы и приехали! Катя нас уже ждет!
Катя: Ребята, как же я рада вас видеть!
-Давайте подарим ей наши подарки? (Дети несут игрушки Кате. Катя всех благодарит).
- Ребята, Кате очень понравились наши подарки, а вам понрави-лось наше занятие? У меня для вас сеть маленькие карточки. Если вам по-нравилось занятие возьмите карточку с веселым колобком, а если нет- с грустным. (Берут оценочные карточки)
Игра: «В кафе» по лексической теме: «Посуда».
Цель: Закрепление словаря детей по теме «Посуда» посредством сю-жетно- ролевой игры.
Задачи:
- Побуждать детей разворачивать игру в определенном игровом уголке, дополнять игровую обстановку, передавать сюжет из нескольких игровых действий с участием взрослого.
- Развивать умение принимать игровую роль, участвовать в не-сложном игровом диалоге.
- Развивать внимание, мышление, воображение.
- Обогащать словарный запас детей понятиями «кафе», «повар», «официант», «посетители», «посуда».
-Закреплять названия отдельных предметов посуды и представления об их функции.
-Учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ о посуде.
-Воспитывать уважительное и доброе отношение друг к другу.
Оборудование: 2 стола, стулья, скатерти, салфетки, вазочки с игрушечными цветами, два колокольчика, колпачок для повара, фартук для официанта, посуда (кастрюли, сковородки, разнос, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, мешочек с карточками: 2карточки с рисунком колпачка, 2 карточки с рисунком разноса и 6 карточек с рисунком стула, карточки с перцем и конфетой (по две на каждого ребенка).
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
- Ребята, я вчера со своей семьей ходила в кафе. А вы когда-нибудь ходили в кафе? Что вы там делали? Вам понравилось там? (ответы детей)
Полина А., Матвей К., Денис Ц., Максим 3., Саша К., активно включились в работу, с интересом отвечали на все вопросы. Оля П., Таисия В., отвечали на вопросы одним словом. Миша Н. и Настя Е. отвечали только жестами (кивали и мотали головой).
- Сегодня я тоже хочу пригласить вас в одно кафе. Принимаете приглашение? (Да)
-Тогда закрывайте глаза (закрыли). Раз, два, три, оказались мы внутри! (дети открывают глаза)
2. Проблемная ситуация:
- Ой, ребята посмотрите: в нашем кафе ничего нет!
-Как же мы будем тут обедать? (Нужно поставить столы)
-Правильно! Давайте все вместе сделаем большое красивое кафе? (Да)
-Что нам нужно сделать? (ответы детей)
-Ставим столики, ставим стульчики.
-Что бы было в кафе уютно - положим на столы скатерти, салфетки, колокольчики для заказов и поставим на них вазочки с цветами, (дети кол-лективно выполняют все, что сказал логопед).
3. Распределение ролей:
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто готовит еду в кафе? (Повар)
- А где повар готовит еду? (На кухне) За ширмами у нас будут кухни.
-А в какой посуде можно готовить еду? (кастрюли, сковородки)
-А из какой посуды можно кушать еду? (тарелки)
- А чем мы кушаем? (ложки, вилки)
- А что можно в кафе пить? (чай, сок, компот)
- Из чего мы пьем чай? Сок и компот? (ответы детей) (после каж-дого ответа детей логопед достает из коробки, заранее подготовленную, посуду).
Все дети, кроме Миши Н., отвечали на все вопросы. Когда логопед повторно задавал вопросы Мише Н., то он повторял ответы ребят.
Давайте решим кто будет поваром, кто официантом, а кто посетите-лем.
Что бы все было по-честному, у меня в мешочке есть карточки. Каж-дый возьмет одну. Кому попадется карточка с колпачком - тот будет пова-ром, кому попадется карточка с разносом - тот будет официант, а те, кому попадутся карточки со стульчиком - будут посетителями. Потом мы будем меняться (по очереди все дети берут одну карточку из мешочка).
4. Ролевое взаимодействие детей : - Кто у нас повар? (дети, которые вытянули соответствующую карточку- отвечают)
-Попрошу вас одеть колпачки и пройти на свою кухню (каждый встает за ширму).
-Кто у нас официант (дети, которые вытянули соответствующую кар-точку- отвечают).
- Попрошу вас взять разносы и пройти на кухню к своим поварам, (берут разносы, уходят за ширму).
- Теперь нужно сказать, что вы будете кушать или пить и обяза-тельно назвать из какой посуды. Но говорить мы будем тихонько, что бы повар не услышал.
- Принесите мне, пожалуйста, суп в красной тарелке. Официант уходит к повару. Говорит, что ему заказали. Повар кладет на разнос красную тарелку. Официант приносит ее логопеду.
- Что вы мне принесли? (Я принес суп в красной тарелке) - Спасибо. Официант уходит.
- Теперь заказывает (имя). Звони в колокольчик. (Звонит. Приходит официант и т. д.)
После того как официант принес заказ - дети меняются местами: повар на место официанта, официант на место посетителя, посетитель на место повара. (т. е. по часовой стрелке (Дети должны делать заказы по очереди с каждого стола.)
Логопед следит за заказом каждого ребенка и за правильностью его выполнения.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли повара и официанта.
Дети с большим удовольствием играли в игру. Большинство детей «заказывали блюда» без помощи логопеда. Максим 3., Оля П., Таисия В., частично повторяли ответы некоторых детей, но справились с заданием самостоятельно, без наводящих вопросов. Миша Н. и Настя Е. так- же активно включились в игру, как и все дети, Миша. Н отказался быть «посетителем», но охотно принял роль «официанта» и отлично с ней справился. Насте Е. понадобились наводящие вопросы, но ответы девочки не повторялись с другими детьми, были сформулированы самостоятельно.
5. Заключительная часть.
- Ребята, наше кафе закрывается. Все успели сделать заказ и покушать?
- Кем мы сегодня с вами были на кухне? А когда приносили заказы? А когда заказывали? (ответы детей)
- Какой посудой мы пользовались на кухне? Какой посудой пользовались за столом? (ответы детей)
- Сейчас я вам дам карточки. На одной нарисован перец а на другой конфета. Если вам понравилось наше занятие поднимите карточку с конфетой, а если нет- с перцем. (Раздаст карточки. Дети отвечают.)
Сделав анализ проведённой работы, которая была направлена на по-вышение уровня сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста, можно сказать, что все дидактические, подвижные игры, игровые занятия заинтересовали детей, особенно сюжетно-ролевые игры. Многие ребята показывали хорошие результаты при выполнении заданий. Особенно это можно отнести к Матвею К., Полине А. Саша К., Денис Ц., Максим 3., стали внимательней, увереннее называть предметы по описанию, употреблять в речи относительные прилагательные, глаголы. Благодаря этому словарь детей стал более обогащен. Кроме этого, значительно повысилась речевая активность тех детей, которые вели себя на занятиях и в сюжетно-ролевых играх, требующих общения, очень пассивно - Миши, Насти, Оли, Таисии.
Таким образом, опытно формирующая работа, поспособствовала развитию словаря у детей экспериментальной группы. После проведения формирующей работы мы подошли к контрольному эксперименту.
Результаты контрольного эксперимента
Цель контрольного эксперимента: рассмотреть динамику формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить уровень состояния развития словаря по методике констатирующего эксперимента.
2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента.
Диагностика состояния словаря проводилась по методике констати-рующего эксперимента.
Данные обследования развития словаря были внесены в таблицу 3.2.1.
Сравнительные индивидуальные показатели уровня сформированности словаря детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показаны в таблице 3.2.2.
Сравнительный анализ результатов обследования развития словаря на констатирующем и контрольном эксперименте показал, что после целенаправленной и систематической работы в группе возросло количество детей с высоким и среднем уровнем состояния словаря. Со среднем уровнем стало на 1 человека больше, что составляет теперь 30% от общего количества детей, а с высоким уровнем стало на 2 человека больше, что составляет 40% от общего количества детей группы. На высокий уровень перешли Максим 3. и Денис Ц. Их речь, благодаря индивидуальной работе воспитателя, значительно обогатилась существительными - названиями предметов; глаголами и прила-гательными. Девочки стали более уверенными на занятиях, употребляют в речи слова-обобщения. У Насти Е. и Таисии В. произошли положительные изменения при подборе антонимов.
Кроме того, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей повысилась речевая активность и в детском саду, и дома - об этом нам говорили родители. Ребята стали интересоваться играми речевого плана, обращались к родителям и воспитателям группы. Уровень развития словаря детей, с которыми не проводилась направленная логопедическая работа изменился не значительно либо не изменился совсем.
Сравнивая показатели исследования детей, входящих и не входящих в экспериментальную группу на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод, что использования речевых игр способствовало успешному формированию словаря у детей 3-4 лет.