ирина
Активизация познавательной деятельности на логопедических занятиях посредством интерактивной программы «Волшебный экран»
▼ Скачать + Заказать документы
«Активизация познавательной деятельности на логопедических занятиях посредством интерактивной программы «Волшебный экран».
Подготовила: учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР - детский сад №49» г. Перми
Ворончихина Ирина Владимировна
Актуальность и перспективность опыта работы с программой «Волшебный экран».
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе.
Публикация «Активизация познавательной деятельности на логопедических занятиях посредством интерактивной программы „Волшебный экран“» размещена в разделах
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность работы в целом.
Поэтому, проблема изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями является для меня актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.
Принцип работы «Волшебного экрана»- это использование сенсорной технологии, которая способствует развитию мелкой моторики (т. е. ребенок «общается» с экраном нажатием пальцев).
Концептуальность опыта работы с программой «Волшебный экран».
Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и качественная подготовка детей к школьному обучению.
Сочетание классических, традиционных методов обучения и компьютерной программы «Волшебный экран» позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы.
Ведущая педагогическая идея в работе с программой «Волшебный экран».
Моей ведущей педагогической идеей является оптимальное использование данной развивающей компьютерной программы в коррекционно-образовательной деятельности с целью повышения эффективности логопедической работы.
Ведущие направления интерактивной программы «Волшебный экран»
В интерактивной программе «Волшебный экран» представлены следующие тематические блоки:
«Окружающий мир» :
«Мамы и детеныши»(где ребенок должен подобрать маме детеныша, «Деревья и кустарники»(ребенок определяет, что растет на дереве, а что на кустарнике), «Где они растут»(определить, что из овощей, фруктов растет на дереве, на кусте, на земле,«Среда обитания»(определить среду обитания животных и выделить животное не относящееся к данной среде,«Кто чем питается»,«Времена года»,«Найди лишнее»,«Кто что ест».
«Чтение и грамота» :
«Азбука», «Дорисуй буквы», «Назови буквы», «Веселый алфавит», «Слоги»,
«Найди картинку», «Омонимы», «Как называется».
«Внимание и реакция» :
«Одуванчик», «Капельки», «Собери урожай», «Только вперед», «Колобок», «На прогулке», «Пирамида».
«Математика» :
«Часики», «Пузырьки», «Счет на чет», «Точечки», «Дорисуй цифру», «Прятки», «Посчитай», «Доминошки».
Формы и геометрия» :
«Собери картинку», «Формочки», «Сортер»,«Гео-формы»,«Посчитай».«Найди лишнее»,«Гео-буквы»,«Проекции»,«Футбол».
«Моторика и логика» :
«Пазлы», «Лабиринты», «Кубики», «Заполни ряд», «Последовательности»,
«Заполни пропуски», «Мячики», «Восьмицветик».
«Творчество» :
«Раскраска», «Рисовалка», «Мозаика», «Симметричка».
«Мышление и память» :
«Найди пару», «Найди отличия», «На полочках»,«Клад пиратов»,«Крестики-нолики»,«Найди лишнее»,«Отрезки»,«Мостики».
Оптимальность и эффективность использования интерактивной программы «Волшебный экран».
Представленная компьютерная программа отражает несколько аспектов логопедической работы :
-коррекция нарушений звукопроизношения,
-обогащение словаря,
-пополнение лексического запаса,
-развитие грамматических структур,
-совершенствование связной речи,
-обучение грамоте,
-развитие когнитивных функций.
Новизна опыта работы заключается в использовании «Волшебного экрана» на логопедических занятиях при изучении лексических тем, при одновременном осуществлении метапредметных связей в обучении детей с речевыми нарушениями, а именно:
- знания об окружающем мире,
- элементарные математические и геометрические представления,
- логическое и моторное развитие,
-творческое и ИЗО развитие,
- развитие памяти и мышления.
Задания блока «Окружающий мир», такие как «Мамы и детеныши», «Деревья и кустарники», «Времена года» и др. использую для изучения новой темы, закрепления изученной темы, развития связной речи, обогащения словарного запаса, составления лексико-грамматических конструкций, а также развития устной речи.
Для детей подготовительной группы использую задания блока «Чтение и грамота» : «Азбука», «Омонимы», «Слоги», исходя из логопедической программы, использую при изучении букв, слоговой структуры слов, словообразования, а также обучения грамоте.
Для всех возрастных групп использую разделы для развития мелкой моторики (что является обязательной частью любого логопедического занятия, вместе с тем осуществляя и развитие логического мышления, что, по сути, является интегрированным подходом в обучении детей.
Элементарные математические и геометрические представления из блока «Математика» использую при автоматизации и закреплении звука «Р», т. к. в названии геометрических фигур (прямоугольник, четырехугольник, треугольник, круг, есть этот изучаемый звук.
Применение мною интерактивной программы «Волшебный экран» позволяет максимально:
-использовать принцип дифференцированного подхода в обучении детей с речевыми нарушениями,
- устанавливать метапредметные связи,
- интегрировать процесс обучения,
- сделать процесс обучения более продуктивным.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями в условиях реализации ФГОС, подбирать индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка.
Результативность опыта работы с программой «Волшебный экран».
Применение развивающей программы «Волшебный экран» на логопедических занятиях дает положительные результаты:
• вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
• активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
• тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
• ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
• помогает детям с речевыми проблемами осмыслить, усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, слово, предложение;
• способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
• уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
• повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Показателями эффективности использования программы в процессе коррекции речи являются:
-повышение мотивации дошкольников к логопедическим занятиям;
-стабильно высокая результативность логопедической работы (сведения по итогам коррекционной работы).
Таким образом, могу утверждать, что оптимальное сочетание использования компьютерной программы в процессе коррекции нарушений речи дошкольников с традиционными методами и приемами логопедической работы позволяет эффективнее устранять речевые недостатки и тем самым преодолевать преграды на пути успешной подготовки детей к школе.