Шалина Ирина
Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.
Сегодня принято выделять следующие направления развитии словаря детей раннего возраста
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качества, действий, процессов и др.).
Темочки:
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок понимает и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит лишь в том случае, когда оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Следует обращать внимание на уточнение значения слова на основе противопоставления слов, близких по значению, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Прежде всего дети усваивают бытовой словарь : название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
Природоведческий словарь : названия явлений природы, растений, животных.
Обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.)
Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок); образование синонимов (пришли, приплелись; засмеялись, захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова в собственном лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый).
Лексику, обозначающую время, пространство, количество.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
ЗАДАЧИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ :
1. Обогащение словаря наименованиями профессий людей (врач, шофёр, воспитатель, игрушек, посуды, одежды, мебели, названий частей и деталей предметов ( рукава и воротник у рубашки: колёса, кузов у машины, растений, домашних животных;
2. Обогащение словаря глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
3. Создание условий для активного познания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия; а одно и тоже действие можно совершить с разными предметами.
4. Ознакомление со свойствами и функциями предметов, игрушек в процессе действий с ними; при наблюдениях за происходящим в окружающем мире, рассматривание картинок.
Словарная работа в разных видах деятельности. Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные, умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстрее запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках. Играя и общаясь с малышами, я увидела, что многие дети затрудняются называть окружающие предметы и их признаки у некоторых детей речь практически отсутствовала. Использовала определённые формы работы, соответствующие каждому виду деятельности. Первоначально особое внимание уделялось формированию словарного запаса у детей. Наиболее доступной понятной, яркой и эмоциональной для детей 3-го года стал малый фольклор. Его использовала во всех режимных моментах (во время умывания, «Водичка-водичка, умой моё личико»); Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во время утреннего приёма обращаю внимание какое настроение у детей, используя словесные эмоциональные игры : «Улыбнись», «Кто у нас хороший». Для организации и проведения режимных процессов были отображены игровые приё мы: Д/ игры: «Сегодня в гости пришёл Мишка!» : «Здравствуй, Миша!»; Здравствуй, Артём, поздоровайся с Мишкой. Скажи «Здравствуй! Миша!». Игровые приёмы способствующие обощению и активизации словаря детей 3-го года жизни. Старалась учить самому простому- самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки с мылом, вытирать их на сухо, убирать игрушки, дружно играть, расставлять стулья, выполнять несложные поручения взрослых. Все эти процессы сопровождаю словом и побуждаю детей к речевой активности. Например: Для закрепления и активизации пополняла словарь детей именами прилагательными, глаголами. Я называла предмет и комментировала каждое действие ребёнка. «Открываю кран, беру мыло и намыливаю руки. Какое мыло? А мыло душистое, нежное. Дальше смываю мыло тёплой водой, беру полотенце. Какое полотенце? Правильно, чистое, мягкое, белое. При одевании на прогулку активизировала и закрепляла названия одежды (кофта, рубашка, шапка, брюки, сапоги, побуждала детей к диалогу. Учила детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах (Что ты хочешь? Что тебе сделать? Скажи: «Застегните»).
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов : планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
В процессе раздевания перед сном озвучивала порядок раздевания: «Сейчас я помогу тебе снять платье, а ты повесь его на стульчик, вот умница! А потом ты снимешь сандалии и колготки». Приучая детей убирать за собой вещи и игрушки, сопровождала все действия словами : «Давайте уберём игрушки на место». Кирилл поставь большую машину в гараж, а Даша посадит Мишку на полку. Карина, куда надо сложить кубики. Для детей плохо говорящих использовала поручения: предполагающее ответ действием. (Артём поставь стульчик и помоги Ани повесить полотенце, а для детей с достаточно развитой речью, поручение: требующее от ребёнка развёрнутого ответа ( например: Варя, попроси Настю, Скажи ей: «Повесь, пожалуйста, моё полотенце».) Учу помогать друг другу (обращаться за помощью и предлагать её). Для этого создавалась ситуация (Даша, попроси Аню достать шапку. Скажи: «Достань шапку»; Ксюша умеет различать сапожки. Спроси Ксюшу: «На эту ногу надела Аня сапожки»). Для уточнения словаря использовала стихи, рифмовки: «В рукавичках маленьких,спрятаны ладошки. Помоги на ножки, мне надеть сапожки».
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; Малыши 2-3х лет ещё действуют подражательно но его действия существуют в рамках определенной роли; мамы, водителя. Игровая задача: Например: Сообщаю: «Карина, твой Мишка хочет спать, он плачет») показывая и называя игровое действие: («Уложим его в кровать»); затем предлагаю сделать самостоятельно. Усложняя решение, советую взять перед укладыванием Мишки напоить молоком, приготовить постель. Далее ставлю ребёнка в условия необходимости использования предмета-заместителя; взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки, использование заместителей сопровождаю словом, пояснением ( например: Беру кубик и говорю: (Возьму мыло, вымою руки). Ставлю вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: («Что делает твой Мишка?»); («Куда едет твоя машина); («Не слишком горячий суп у куклы). Организую общение с ребёнком в игре как эмоциональную ситуацию. Сюж-ролевая игра: «Уложим Куклу спать». Цель: Расширение диапазона игровых действий. Активизировать словарь детей : Одеяло, подушка, матрас. Сюж-ролевая игра: «Кукла обедает». Цель: Создание игровых ситуаций в которых дети могут выполнять игровые задачи. Закреплять и активизировать слова обозначающие предметы посуды. Сюж-ролевая игра: «Купание куклы». Цель: Способствование развитию умения правильно называть предметы их назначение. Словарный запас (мыло, полотенце, ковшик). В строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. Словесные игры- это показ, предметных, сюжетных картинок, иллюстраций. Картинный и иллюстративный материал дает детям знания о тех объектах, которые они могут наблюдать. Рассматривание сопровождается речевым образом пояснением, моим рассказом, с постановкой вопроса, объяснением, многократным и индивидуальным проговариванием слов. Предметные картинки служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, хвост). Сюжетная картинка: «Назови по именам». Отрабатываю имена на сюжетной картинки (дети). Рассматриваю с малышом картинку. В произвольном порядке показываю на изображения детей и называю по именам: «Маша» Настя повтори: «Маша». Сюжетная картинка: Расскажи сказку: «Колобок». (Читаю сказку и рассматриваю с детьми картинку, прошу повторить: «Куда покатился колобок, Кого встретил колобок? Какую песенку пел колобок волку? Кто сьел Колобка).
Дидактические игры с картинками : «Кто, где живет?» (домашние и дикие животные). На фланелеграфе детям предлагаю поселить животных в свои домики и назвать животных. (Кирилл, где живет кошка? Правильно, дома. Значит кошка будет жить в домике.). Ребята, а кто будет жить в лесу? Волк, правильно, значит у него домик-лес. Д/ и: «У кого кто?» по темам: Животные». «Птицы» Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. (У лисы-лисёнок, лисята У грача-грачонок, грачата). Д/ и: «Назови игрушку?» Цель: Развитие умения называть игрушку словом и называть её качества. Д/ и: «Для чего нужны эти предметы» Цель: Обучение рассказыванию по картинке. (мыло, полотенце, щетка). Д/ у: «Так или не так» Цель: Помочь детям осмыслит действия, проблемную ситуацию и попытаться выразить своё впечатление в речи.
Творческая художественная деятельность создает исключительные возможности для развития словаря детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, способствуют активизации образного словаря. В своей работе, в зависимости от художественного произведения, составляющего основу театрализованной игры, я использую различные виды игр: Пальчиковый театр: «Заюшкина избушка», «Курочка ряба»; Конусный театр: «Теремок». «Куклы би-бо-бо»; Театр на палочках: «Колобок», «Репка», «Теремок»; Театр на фланелеграфе: «Три медведя», «Маша и медведь». «Волк и козлята». Д/ и с использованием фольклора: «Курочка-Рябушка». Цель: Развитие диалогической речи; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий. Д/ у: «Закончи слово». Цель: Закрепление знаний фоклорного произведения, развитие памяти, внимания. Пальчиковая гимнастика: «Дождик-дождик», «Замок», «Семья». Оформила игры для тактильных и двигательных ощущений: «Просей крупу». Игра с прищепками: «тучка», «Зачики», Морковки».
Познавательная деятельность
Развитие словаря должно идти в тесной связи мышления. Живые наблюдения, игры, прогулка дают детям обширный круг наглядных представлений. Наблюдение за живыми объектами (кошка, собака, с целью названия животного его действия: Что умеет делать Кошка?». В процессе наблюдения за трудовыми действиями взрослых (Какими инструментами пользуется дворник? Что делает повар). Д/ и: «Назови предметы». Цель: Закрепление знания о предметах, необходимых для работы врача. Введение в активный словарь из медицинской терминологии. Ребята, на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, бинт, фонендоскоп, вата). А вы знаете, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач (лечит, следит за здоровьем, делает прививки).
Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику Д/ у: «Здравствуй, весна!». Цель: Совершить путешествие по участку д/сада, чтобы найти приметы весны. Связанные с сезоном предметные и обобщающие понятия «Одежды» : д/ и: «Одежда». Цель: Развитие диалогической речи детей, умение отвечать на вопросы, активизирование в речи доброжелательной лексике «Что сначала, что потом».
Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. На занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; на занятиях по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы, обозначающие выполняемые движения. Хороводные и подвижные игры «Каравай», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит» помогают ребенку соотносить движения в соответствии со словом и активизировать словарь ребенка. На занятиях по восприятию художественной литературы, для ведения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, загадки, прибаутки, рассказы. Для активизации речи детей в речевом уголке есть маски сказочных персонажей использую в играх, например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», детям нравятся маски персонажей сказок, дети повторяют слова за мной, а кто активнее сами называют персонажей, проговаривают фразы, предложения. Очень важно индивидуальное общение с ребёнком.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя различные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Работа с родителями:
Консультация : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Консультация : «Развитие речи с помощью игр».
Рекомендации: «Активизация словарного запаса ребёнка 3-го года жизни».
По результатам карты нервно психологического развития можно сделать выводы, о том, что в настоящее время у 37% детей идет активное накопление пассивного словаря, но наблюдается проблемы в активизации речи, что объясняется у одного ребенка длительным периодом адаптации (часто болеет, и у других детей личностными и психическими особенностями.
У 63% детей наблюдается интенсивное развитие активной речи : задают вопросы взрослому, спрашивают окружающих взрослых, проявляют интерес и устанавливают речевой контакт со сверстниками.