Наталья Урганова
Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности"
Развитие и формирование творческих способностей детей – одна из ведущих задач, стоящая перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь творчество ребенка – это проявление его «Я», его видения и отношения к миру, предметам, вещам, игрушкам; это как-бы вариант, ответ ребенка на что-либо, предложенное взрослым. И взрослый должен уметь увидеть, поддержать и развить эти творческие проявления детей, будящие их фантазию и воображение, а так же активизирующие детское восприятие и представление.
Публикация «Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности» размещена в разделах
В чем же проявляется детское музыкальное творчество дошкольников? В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении:
- создавать простейшие песенные импровизации;
- комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев;
- находить выразительные игровые движения для передачи различных образов;
- музицировать на детских музыкальных инструментах.
Проявление творчества идет через общее развитие музыкальности ребенка, через накопление у него разнообразных впечатлений, представлений, знаний, умений и навыков в этой области. И педагог должен создавать все условия для проявления и развития музыкального творчества у детей, как во время ООД, так и в самостоятельной деятельности.
Занимаясь с детьми песенным творчеством, педагог может предлагать небольшие творческие задания. Малышей 3х-4х лет можно попросить спеть свою колыбельную или исполнить пенки знакомых животных.
Детям старших групп предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это:
- самостоятельно придуманные интонации (произвольное пропевание своего имени; подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание перекличек);
- на втором этапе можно использовать более развернутые музыкальные вопросы и ответы, обращая внимание на их различный характер («Ты куда идешь»? – «Домой»).
- на последнем этапе хорошо использовать импровизацию на заданный текст, уделяя внимание выражению чувств данного произведения ( например: детям прочитывается произведение, затем звучит вступление и дети сами должны сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение произведения).
Можно использовать соревновательный момент ( например: кто больше придумает мотивов на одном, двух или трех звуках; кто больше придумает попевок по заданному тексту).
В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и, особенно, музыкально-игровая импровизация побуждают детей изображать картину жизни, характеризуя персонажи с использованием выразительных движений (в танце, мимики (в пантомиме) и слова (в драматизации).
При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. И на каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие детей мыслить, фантазировать и творить.
При работе с детьми младшего возраста можно использовать образно-игровые задания: самостоятельно показать действия отдельных персонажей с однотипными характерными движениями (птичка клюет зернышки, или передать характер движений героя в игровой ситуации ( например: медведь «спит» «сердится» «догоняет»).
Старшие дети могут:
- выполнять роль нескольких персонажей, определяя и передавая их характерные черты («шагающая кукла»; «хитрая лиса»);
- придумывать пляски или танцы по задуманному плану;
- использовать соответствующие движения в музыке различного характера;
- импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца;
- придумывать свои варианты движений при инсценировании незнакомой песни, исполняемой педагогом.
Занимаясь с детьми игрой на детских музыкальных инструментах педагог, заботящийся о развитии творческих способностей детей, может предлагать им такие задания:
- сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик или гремит гром;
- выбрать из числа предложенных музыкальных инструментов тот, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и др. ;
- передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком произведения (марш, песня);
- попытаться придумать танцевальную мелодию;
- оценить исполнение знакомой мелодии товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте.
Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес или песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху) качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях – все это делает игру на музыкальных инструментах интересной для детей и ценной для развития их творческих способностей.
Занимаясь самостоятельной музыкальной деятельностью дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски, подбирают мелодии на металлофоне, организуют игры в театр, концерты, где танцы, песни, музицирование занимают ведущее место. И многое из того что дети применяют в своей самостоятельной практике, они переносят из опыта своих активных действий на занятиях : это игра, танцы, попевки, сценки из драматизаций и многое другое.
И что бы творчество детей имело возможность проявляться, развиваться, педагог должен помогать ребенку и создавать все условия для того, что бы дети были свободны в своих творческих проявлениях.
Важным условием является создание художественно-эстетической среды в ДОУ, при этом в оформлении помещения активное участие должны принимать сами дети, которые вместе с педагогом могут украсить зал для проведения праздников, досугов, народных обрядовых действий, создать элементы декораций и деталей костюмов для игр-драматизаций, инсценировок; систематически участвовать в организации выставок детского творчества.
Следующими условиями развития творчества у детей являются :
- широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций;
- вариативность в выборе темы, организации обстановки, новизна и разнообразие форм, средств, методов работы с детьми;
- исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
- внимательное тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творческой деятельности. Создание творческой доброжелательной атмосферы во время образовательной деятельности с детьми, формирование такого же отношения к детскому творчеству и его результатам со стороны родителей детей;
- доверие к ребенку, его возможностям, а отсюда максимальная активизация детей, предоставление им самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания своего (взрослого) представления о возможном результате;
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление личностно-ориентированного подхода в развитии детского творчества;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания музыкальной деятельности детей, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком, знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю, учет местных традиций, включение в процесс познания, характерного для региона народного музыкального искусства.
Все эти условия нужно рассматривать и применительно к музыкальной деятельности, и к самостоятельной музыкальной деятельности детей. Во время образовательной музыкальной деятельности педагог должен включать творческие задания в различные виды деятельности (пение, игры, танцы, игры на детских музыкальных инструментах, давать задания на музыкальную и театральную драматизацию, импровизацию; ставить детей в различные ситуации, в которых они могли бы сами придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки, использовать в импровизациях различные музыкальные инструменты и поощрять детей в их стремлении творить.
В самостоятельной музыкальной деятельности важно создавать детям внешние условия, т. е. определять материальную среду - музыкальный уголок. Он может разместиться в наиболее отдаленном месте, в распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото.
Целесообразно в определенные режимные моменты включать детям музыку, что бы звучали как народные, танцевальные мелодии, так и классическая музыка.
Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании, и в импровизации действовать активнее, творчески. Поэтому необходимо вносить в деятельность детей атрибуты, игрушки, костюмы, которые использовались на праздниках и в развлечениях. Действуя с ними, ребята комбинируют их в новых сочетаниях, обыгрывают и видоизменяют способы и условия их применения.
Сильные впечатления остаются у детей от посещения театра, кино, концертов. С удовольствием смотрят выступления других воспитанников детского сада, узнают знакомые песни и подпевают их.
Все эти впечатления обогащают деятельность детей, способствуют появлению у них желания перенести что-то из увиденного, услышанного в свою жизнь, но уже обогатив и творчески приукрасив увиденное.