Ольга Гончарова
Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.
Что такое синонимы?
Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.
Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания.
Публикация «Консультация для родителей „Знакомим детей с синонимами“» размещена в разделах
Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной. Например:
а) рассердиться, разозлиться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;
б) надеть (что-нибудь, натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…
В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов. Например:
а) пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;
б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…
Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла. Например:
а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…;
б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость…
в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…
Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребёнка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…
Предлагаем вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступном детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.
«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)»
Бросаете ребёнку мяч и называете слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению, например:
Друг… (товарищ, приятель);
Дом… (здание, жилище);
Труд… (работа);
Дорога… (путь, шоссе);
Солдат… (боец, воин);
Неправда… (ложь);
Беда… (горе, несчастье);
Лежебока… (лентяй);
Смельчак… (храбрец);
Тоскливо… (грустно, печально);
Мудрость… (ум);
Тоска… (печаль);
Плясать… (танцевать);
Торопиться… (спешить);
Бежать… (мчаться, нестись);
Ступать… (шагать, идти);
Глядеть… (смотреть);
Размышлять… (думать, мыслить);
Беседовать… (говорить, разговаривать);
Трудиться… (работать);
Печалиться… (грустить);
Шалить… (баловаться);
Выдёргивать… (вырывать);
Обвалиться… (обрушиться);
Мудрый старик… (умный старик);
Бестолковый кот… (глупый кот);
Боязливый заяц… (трусливый, пугливый заяц);
Приветливый человек… (добрый человек);
Смелый боец… (храбрый боец);
Большой дом… (огромный дом);
Крошечная комната… (маленькая комната).
«Четвёртый – лишний»
Называете ряд из четырёх слов и просите ребёнка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далёкий, прочный, надёжный;
Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
Думать, ехать, размышлять, соображать.
«Назови похожие слова»
Называете ребёнку ряд слов и просите определить, какие два из них похожи и почему, например:
Приятель – друг – враг;
Грусть – радость – печаль;
Еда – очистки – пища;
Труд – завод – работа;
Танец – пляска - песня;
Бежать – мчаться – идти;
Петь – плясать – танцевать;
Думать – хотеть – размышлять;
Шагать – сидеть – ступать;
Слушать – глядеть – смотреть;
Трусливый – тихий – пугливый;
Старый – мудрый – умный;
Бестолковый – маленький – глупый;
Смешной – большой – огромный;
Тоскливый – серый – печальный.
«Подбери пару»
Произносите слово и просите ребёнка подобрать ему пару, назвав слово, близкое по значению, например:
Печаль… (грусть);
Хворостина… (прут);
Месяц…. (луна);
Врач… (доктор);
Конь… (лошадь);
Твёрдый…. (жёсткий);
Раньше… (прежде);
Льётся… (течёт).
«Назови по порядку»
Предлагаете ребёнку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убытия признака, например:
Большой – большущий – огромный – громадный;
Маленький - очень маленький – малюсенький – крохотный.