Получи документы

Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»

Ольга Гончарова
Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.

Что такое синонимы?

Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания.

Публикация «Консультация для родителей „Знакомим детей с синонимами“» размещена в разделах

Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной. Например:

а) рассердиться, разозлиться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;

б) надеть (что-нибудь, натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…

В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов. Например:

а) пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;

б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…

Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла. Например:

а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…;

б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость…

в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребёнка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…

Предлагаем вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступном детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.

«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»

Бросаете ребёнку мяч и называете слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению, например:

Друг… (товарищ, приятель);

Дом… (здание, жилище);

Труд… (работа);

Дорога… (путь, шоссе);

Солдат… (боец, воин);

Неправда… (ложь);

Беда… (горе, несчастье);

Лежебока… (лентяй);

Смельчак… (храбрец);

Тоскливо… (грустно, печально);

Мудрость… (ум);

Тоска… (печаль);

Плясать… (танцевать);

Торопиться… (спешить);

Бежать… (мчаться, нестись);

Ступать… (шагать, идти);

Глядеть… (смотреть);

Размышлять… (думать, мыслить);

Беседовать… (говорить, разговаривать);

Трудиться… (работать);

Печалиться… (грустить);

Шалить… (баловаться);

Выдёргивать… (вырывать);

Обвалиться… (обрушиться);

Мудрый старик… (умный старик);

Бестолковый кот… (глупый кот);

Боязливый заяц… (трусливый, пугливый заяц);

Приветливый человек… (добрый человек);

Смелый боец… (храбрый боец);

Большой дом… (огромный дом);

Крошечная комната… (маленькая комната).

«Четвёртый – лишний»

Называете ряд из четырёх слов и просите ребёнка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный;

Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

Думать, ехать, размышлять, соображать.

«Назови похожие слова»

Называете ребёнку ряд слов и просите определить, какие два из них похожи и почему, например:

Приятель – друг – враг;

Грусть – радость – печаль;

Еда – очистки – пища;

Труд – завод – работа;

Танец – пляска - песня;

Бежать – мчаться – идти;

Петь – плясать – танцевать;

Думать – хотеть – размышлять;

Шагать – сидеть – ступать;

Слушать – глядеть – смотреть;

Трусливый – тихий – пугливый;

Старый – мудрый – умный;

Бестолковый – маленький – глупый;

Смешной – большой – огромный;

Тоскливый – серый – печальный.

«Подбери пару»

Произносите слово и просите ребёнка подобрать ему пару, назвав слово, близкое по значению, например:

Печаль… (грусть);

Хворостина… (прут);

Месяц…. (луна);

Врач… (доктор);

Конь… (лошадь);

Твёрдый…. (жёсткий);

Раньше… (прежде);

Льётся… (течёт).

«Назови по порядку»

Предлагаете ребёнку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убытия признака, например:

Большой – большущий – огромный – громадный;

Маленький - очень маленький – малюсенький – крохотный.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста Конспект занятия по речевому общению для старшего дошкольного возраста. Автор: Саксина Надежда Васильевна, воспитатель АУ ДО МО «Ц Р Р -детский.

Перспективный план занятий для старших дошкольников СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ СЕНТЯБРЬ 3 неделя Лексико-семантическое упражнение с синонимами на материале рассказывания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 10:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД