Наталья Дубовикова
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».
Актуальность.
Основная цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовить их к школе.
Задача программы «Воспитания и обучения» данного возраста уделяет серьезное внимание обогащению словарного запаса детей, что и является приоритетным направлением работы данного возраста.
Публикация «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста малых форм фольклора : пестушек, потешек, колыбельных песен, прибауток их напевность, ритмичность, звучность, образность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что способствует обогащению словаря и в последующем правильной разговорной речи.
Анализируя показатели развития речи детей фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития детей.
• Дети пользуются короткими фразами и предложениями
• Больше используют существительные
• очень мало прилагательные, глаголы, наречия
• Легко узнают предмет, но не всегда правильно называют его
• Недостаточный словарный запас слов.
Исходя, из важности этой проблемы была поставлена Цель: обогащать словарный запас детей средствами малых фольклорных форм.
Из нее вытекают следующие задачи:
1. Использовать потешки в повседневной деятельности: играх, сюжетно- ролевых играх, режимных моментах.
2. Формировать ритмичность, напевность, звучность в речи при использовании колыбельных песен.
3. Познакомить с бытом русского народа при рассказывании прибауток.
4. Приобщать родителей к основам национальной культуры и быту русского народа через совместное участие в жизни группы.
Уровень речевого развития, пополнение словарного запаса слов повысится, если в систему работы по развитию речи будут чаще включаться малые фольклорные жанры.
Малые фольклорные жанры.
Из анализа работы с семьей выявила следующее:
--родители мало читают детям;
--недостаточно времени уделяют для общения с детьми;
-- сами мало знакомы с малыми формами фольклора.
Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей.
Исходя из этих проблем провожу с родителями индивидуальные беседы. В родительском уголке помещаю консультации «Приобщение детей к народным традициям», а также помещаю тексты с потешками, прибаутками. Провела родительское собрание «Очень многое мы можем, очень много умеем!»
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами.
Методы и приемы.
Работа с детьми осуществлялась в интеграции с другими занятиями. На
занятии при конструировании после постройки домика использую прибаутки
«Собака на кухне
Пироги печет
Кот в углу
Сухари толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.»
На занятии при лепки использовала обыгрывание результатов вылепленных предметов.
«Ладушки, ладушки,
Где были?- У бабушки.
Что ели?- Оладушки.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
Маслом поливала
Деткам раздавала».
На занятиях использую вопросы к детям, которые предполагают ответ действием, что позволяет выяснить есть ли нужное слово в пассивном словаре. Например: при показе петушка спрашиваю. Кто это? (петушок- золотой гребешок) .петушок проснулся, встрепенулся, крыльями замахал и громко закричал. Как кричит петушок (дети имметируют). Затем проговариваем потешку.
Словарь-речь обогащается прилагательными,глаголами.
Используя прием сочетания предмета с активными действами ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух,где обращается внимание на отличительную особенность характера белки.
Н-р: при знакомстве с белкой эффективна прибаутка.
«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке- сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.»
Расширяю словарь прилагательными. (добрая, заботливая, общительная,существительными (мишка- толстопятый, заинька усатый)
Аналогичная работа проводится с использованием приема название деталей и их качеств. Пример-с белкой. (на ушках кисточки, хвостик пушистый, сама она рыжая, шустрая)
Работа по обогащению словаря идет не только на занятиях, но и в повседневной деятельности: в сюжетно- ролевой игре эффективен такой прием, как рассматривание предмета: установление его назначения, показ характерных действий с ним. При укладывании куклы спать, использую колыбельную песенку :
«Баю- баю, баиньки,
В огороде заиньки.
Баю-баю,баюшки,
Не ложись на краешке!»
Здесь не только знакомлю с правилами игры с куклой, но и обогащаю словарь. детей многократным повторением, существительными с предлогами, глаголами.
Словарь : не ложись, на краешке, в огороде.
При заучивании наизусть потешек, колыбельных песен, прибауток полезен прием многократного повторения вслед за воспитателем. -нового слова. (ай ду-ду-ду-ду или киска, киска, киска брысь)
На прогулке использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др. где не только учу правилам игры, но и идет обогащение словаря (во бору, поспешал).
Во время проведения режимных моментов у детей проявляются отрицательные отношения: к умыванию, одеванию. Так, во время умывания рассказываю потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…» цель: развить добросовестное отношение к умыванию. Словарь : личико, щечки, зубки.
Одевание – сложный процесс. Для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, проговариваю потешку: «Вот они сапожки». «Маша варежку надела»
Применяя прием театрализации, закрепляю название персонажей раннее прочитанных сказок. ( н-р: «Теремок», где обогащается словарь существительными)
Для обогащения словарного запаса детей использую заклички : «Солнышко- ведрышко», «Радуга- дуга», «Дождик- дождик».(в режимных моментах и на занятиях)
Таким образом, использование на занятиях и в повседневной деятельности малых форм фольклора, делает их эмоциональными, интересными, а речь детей насыщенной эпитетами и выражениями.