МААМ-картинки

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора

Наталья Дубовикова
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

Актуальность.

Основная цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста подготовить их к школе.

Задача программы «Воспитания и обучения» данного возраста уделяет серьезное внимание обогащению словарного запаса детей, что и является приоритетным направлением работы данного возраста.

Публикация «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора» размещена в разделах

Использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста малых форм фольклора : пестушек, потешек, колыбельных песен, прибауток их напевность, ритмичность, звучность, образность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что способствует обогащению словаря и в последующем правильной разговорной речи.

Анализируя показатели развития речи детей фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития детей.

• Дети пользуются короткими фразами и предложениями

• Больше используют существительные

• очень мало прилагательные, глаголы, наречия

• Легко узнают предмет, но не всегда правильно называют его

• Недостаточный словарный запас слов.

Исходя, из важности этой проблемы была поставлена Цель: обогащать словарный запас детей средствами малых фольклорных форм.

Из нее вытекают следующие задачи:

1. Использовать потешки в повседневной деятельности: играх, сюжетно- ролевых играх, режимных моментах.

2. Формировать ритмичность, напевность, звучность в речи при использовании колыбельных песен.

3. Познакомить с бытом русского народа при рассказывании прибауток.

4. Приобщать родителей к основам национальной культуры и быту русского народа через совместное участие в жизни группы.

Уровень речевого развития, пополнение словарного запаса слов повысится, если в систему работы по развитию речи будут чаще включаться малые фольклорные жанры.

Малые фольклорные жанры.

Из анализа работы с семьей выявила следующее:

--родители мало читают детям;

--недостаточно времени уделяют для общения с детьми;

-- сами мало знакомы с малыми формами фольклора.

Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей.

Исходя из этих проблем провожу с родителями индивидуальные беседы. В родительском уголке помещаю консультации «Приобщение детей к народным традициям», а также помещаю тексты с потешками, прибаутками. Провела родительское собрание «Очень многое мы можем, очень много умеем!»

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами.

Методы и приемы.

Работа с детьми осуществлялась в интеграции с другими занятиями. На

занятии при конструировании после постройки домика использую прибаутки

«Собака на кухне

Пироги печет

Кот в углу

Сухари толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.»

На занятии при лепки использовала обыгрывание результатов вылепленных предметов.

«Ладушки, ладушки,

Где были?- У бабушки.

Что ели?- Оладушки.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Маслом поливала

Деткам раздавала».

На занятиях использую вопросы к детям, которые предполагают ответ действием, что позволяет выяснить есть ли нужное слово в пассивном словаре. Например: при показе петушка спрашиваю. Кто это? (петушок- золотой гребешок) .петушок проснулся, встрепенулся, крыльями замахал и громко закричал. Как кричит петушок (дети имметируют). Затем проговариваем потешку.

Словарь-речь обогащается прилагательными,глаголами.

Используя прием сочетания предмета с активными действами ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух,где обращается внимание на отличительную особенность характера белки.

Н-р: при знакомстве с белкой эффективна прибаутка.

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке- сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.»

Расширяю словарь прилагательными. (добрая, заботливая, общительная,существительными (мишка- толстопятый, заинька усатый)

Аналогичная работа проводится с использованием приема название деталей и их качеств. Пример-с белкой. (на ушках кисточки, хвостик пушистый, сама она рыжая, шустрая)

Работа по обогащению словаря идет не только на занятиях, но и в повседневной деятельности: в сюжетно- ролевой игре эффективен такой прием, как рассматривание предмета: установление его назначения, показ характерных действий с ним. При укладывании куклы спать, использую колыбельную песенку :

«Баю- баю, баиньки,

В огороде заиньки.

Баю-баю,баюшки,

Не ложись на краешке!»

Здесь не только знакомлю с правилами игры с куклой, но и обогащаю словарь. детей многократным повторением, существительными с предлогами, глаголами.

Словарь : не ложись, на краешке, в огороде.

При заучивании наизусть потешек, колыбельных песен, прибауток полезен прием многократного повторения вслед за воспитателем. -нового слова. (ай ду-ду-ду-ду или киска, киска, киска брысь)

На прогулке использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др. где не только учу правилам игры, но и идет обогащение словаря (во бору, поспешал).

Во время проведения режимных моментов у детей проявляются отрицательные отношения: к умыванию, одеванию. Так, во время умывания рассказываю потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…» цель: развить добросовестное отношение к умыванию. Словарь : личико, щечки, зубки.

Одевание – сложный процесс. Для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, проговариваю потешку: «Вот они сапожки». «Маша варежку надела»

Применяя прием театрализации, закрепляю название персонажей раннее прочитанных сказок. ( н-р: «Теремок», где обогащается словарь существительными)

Для обогащения словарного запаса детей использую заклички : «Солнышко- ведрышко», «Радуга- дуга», «Дождик- дождик».(в режимных моментах и на занятиях)

Таким образом, использование на занятиях и в повседневной деятельности малых форм фольклора, делает их эмоциональными, интересными, а речь детей насыщенной эпитетами и выражениями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил,.

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора
Опубликовано: 28 мая 2015 в 16:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дубовикова (УИ 274030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД